Что это? Ворота Лоршского монастыря с надвратной залой (нем. Torhalle) ― часть архитектурного комплекса одного из наиболее значительных средневековых аббатств на территории Германии. По степени сохранности они являются лучшим памятником зодчества эпохи Каролингов, который дошел до наших дней. С 1991 года ворота вместе с другими фрагментами монастырских построек включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ворота представляют собой симметричное двухъярусное сооружение. Западный и восточный фасады здания отделаны красным и белым кирпичом. Также они украшены чередой полуколонн ― четырьмя большими в нижней части и десятью маленькими в верхней. Нижние полуколонны увенчаны коринфскими капителями, верхние ― ионическими. На верхние полуколонны опираются небольшие треугольные фронтоны. Крыша здания неоднократно перестраивалась. Та, что сохранилась до наших дней, относится к XVII–XVIII векам.


Фасад Лоршского монастыря

Сквозной проход нижнего яруса сконструирован в виде трех симметричных арок. Все пространство второго яруса занимает просторное помещение. Справа и слева в него ведут боковые лестницы. На западной и восточной стене имеется по три узких окна. Внутри вдоль стен сохранились следы росписи IX века в виде разноцветного бордюра из красновато-рыжих, голубых и серовато-зеленых квадратов, воспроизводящих текстуру благородного камня, а также античных ионических колонн, «поддерживающих» свод. Роспись визуально расширяла пространство и превращала замкнутое помещение в некое подобие беседки. Окна усиливали оптический эффект. На северном и южном фронтонах расположены фрески XIII–XIV веков с изображениями Христа, Девы Марии, Бога Отца и ангельского хора. Видимо, тем же временем следует датировать и алтарь, пристроенный к восточной стене, а сегодня сохранившийся лишь частично.

Справа от алтаря находится надпись каролингского времени, выведенная капитальными буквами. Она поддается расшифровке лишь частично: S (anctus) N (azarius) B (eatus) M (artyr) ― «святой Назарий блаженный мученик». Мощи святого Назария, ученика апостола Петра, были присланы в аббатство римским папой Адрианом I. В 774 году архиепископ Майнца освятил в честь святого соборный храм. Торжественная церемония состоялась в присутствии Карла Великого. Вверху слева от алтаря в стену встроен фрагмент античного барельефа с согнутой в локте и, видимо, приветственно поднятой рукой. Считается, что этот элемент позаимствован из римского алтаря Геркулеса.

Рекомендуем по этой теме:
8970
Эпохи и стили


Надпись возле алтаря

Чем это интересно для науки? Сегодня невозможно точно установить ни время появления монастырских ворот, ни их первоначальное предназначение. От IX века не сохранилось никаких документов о постройках в Лорше. Ученые долгое время полагали, что это сооружение, исполненное в виде триумфальной арки, возвели специально для торжественного въезда Карла Великого, который посетил обитель в 774 году. По этой причине надвратную залу в научной литературе часто именовали «королевской» (нем. Königshalle). Однако дальнейшие археологические изыскания показали, что здание появилось значительно позже ― в первой половине или даже второй трети IX века. Очевидно, одновременно с «разноцветной церковью», где между 876 и 882 годами хоронили восточнофранкских королей. На это указывает находка красных и белых кирпичей, а также королевского саркофага, украшенного ионическими колоннами. То и другое в полной мере присутствует во внешнем декоре ворот.

Также историки расходятся во мнении относительно оригинального предназначения надвратной залы. Версия о том, что здесь изначально находилась небольшая церковь, не получила поддержки, поскольку это было нехарактерно для каролингской монастырской архитектуры. Настенная роспись каролингского времени указывает скорее на светский характер помещения. Возможно, оно предназначалось для приема паломников или для судебных разбирательств. Посетители поднимались с одной стороны и спускались с другой. Кресло судьи могло стоять на месте позднейшего алтаря и располагалось, таким образом, под божественной дланью. Точно известно, что ворота являлись частью атриума, который предварял вход во внутреннюю часть монастыря ― к аббатской церкви с мощами святого Назария и другими святынями.


Роспись стен монастыря

Зачем мне об этом знать? Лоршские ворота ― удивительный памятник истории и культуры IX века. В конструкции и убранстве этого сооружения нашли отражение многие сущностные элементы каролингской политической идеологии. Идея «обновления Римской империи» (renovatio imperii Romanorum), которую взяли на вооружение придворные идеологи, получила буквальное воплощение в архитектурных и художественных «цитатах»: симметричных пропорциях, арках, полуколоннах, капителях и фресках. Во внешнем облике ворот угадываются базовые элементы и триумфальной арки Константина в Риме (ок. 315 г.), и «Черных ворот» в Трире (ок. 180 г.). У первой каролингские архитекторы позаимствовали трехарочный пролет, с двух сторон обрамленный четырьмя коринфскими колоннами, у вторых ― надвратную залу с небольшими окнами в окружении полуколонн. Само здание сложено из правильной формы каменных блоков с отшлифованной поверхностью ― эта античная техника возродилась в каролингский период, но затем надолго выходит из употребления. Вероятно, монастырские ворота воплощали собой символическое «вступление в Рим» ― город апостолов, обитель святости и родину святого Назария. В известном смысле Лорш и являлся таким «новым Римом» ― местом притяжения для многочисленных паломников.


Роспись внутренних стен

Представление о «перенесении империи» (translatio imperii) от римлян к франкам, также очень популярное в каролингский период, реализовалось в использовании фрагмента древнего барельефа ― античной сполии, встроенной в стену нового раннесредневекового здания, причем встроенной так, чтобы напоминать посетителю о длани другого Бога, христианского. Полихромная отделка фасадов, напротив, не имеет аналогов в античном зодчестве, но отсылает к германской традиции и обнаруживает известное сходство, например, с фасадом знаменитого меровингского баптистерия Иоанна Крестителя в Пуатье.

Ворота Лоршского монастыря наряду с Аахенской дворцовой капеллой являли собой материальное воплощение представлений о христианской Каролингской империи, прямой наследнице великого Рима. Эта империя должна была существовать до конца времен, а ее главное предназначение заключалось в том, чтобы подготовить человечество к Страшному суду и будущему спасению через утверждение христианской веры.