Александр Мещеряков — японист, доктор исторических наук, профессор Института восточных культур и античности РГГУ, член редакционного совета журнала «Восточная коллекция». В 2012 году за книгу «Император Мэйдзи и его Япония» Александр получил премию «Просветитель» в области гуманитарных наук.

— Что такое телесная культура в целом?

— Сразу оговоримся, что «ню» — это часть телесной культуры, но совершенно не самая главная. Под телесной культурой подразумевают все, что связано с телом человека и всем тем, чем человек окружает свое тело. К этому относится, например, одежда.

В японской телесной культуре именно одежде придавалось огромное значение: по одежде встречали и провожали человека. И каждый человек должен был быть одет так, чтобы его образ соответствовал его социальному статусу, и окружающие видели, что он из себя представляет. И как только японцы видели, как одет человек, как он себя держит, они оказывали ему особые знаки почета, либо воспринимали как равного, либо как стоящего более низко по социальной лестнице.

— Каким образом маркируются социальные уровни от бедняка до богача в традиционной японской телесной культуре в отношении одежды?

— Традиционная японская культура уделяет огромное внимание одежде как социальному маркеру. В традиционной культуре одежда представителя верхнего сословия, например самурая, должна была быть шелковой, что запрещалось социальным низам. Это было законодательно установлено. Кроме того, одежда должна была быть совершенно неприметная, темных тонов, исключены любые кричащие тона. Яркая одежда позволялась либо социальным низам, либо, предположим, незамужним молодым девушкам. Если ты человек сколько-то знатный (а все самураи относятся именно к таким), на твоей одежде будет изображаться герб. По этому гербу понимающий человек мгновенно определяет, к какому клану, к какому княжеству ты относишься.

Чем выше статус человека, тем более прописанным является его поведение, в том числе и одежда. И чем ниже человек опускается по социальной лестнице, тем свободнее он становится в таких телесных проявлениях. Самураю запрещается обнажать свое тело, его одежда должна быть очень длинной, поэтому всегда существовали колоссальные проблемы по линии обнаженность / одетость. Например, в Японии были распространены бани. Может ли самурай пойти в баню, где он вынужден разоблачиться? Разоблачаясь, он теряет свой социальный статус и уравнивается со всеми простолюдинами. Нужда, правда, все-таки заставляла мыться в бане. Дело в том, что в городе Эдо (в современном Токио) всегда была проблема с водой, поскольку город располагается на засоленных почвах, гор рядом нет, рек все-таки меньше, чем хотелось бы. В связи с такими условиями бани в частных домах были достаточно большой редкостью. Жители Эдо ходили в баню очень часто, бани были распространенным бизнесом. Самураям тоже в результате приходилось ходить в эти общественные бани, но довольно часто они скрывали свой статус и ходили, прикрывая лицо, чтобы их не могли узнать.

Кроме этого, самураю было некуда спрятать меч. Меч в данном случае был не орудием самообороны, потому что общество было очень спокойное, а показателем статуса, точно так же, как и одежда. Меч в этом отношении тоже является частью телесной культуры.

— Какие степени свободы появляются на более низких социальных уровнях?

— Когда европейцы в середине XIX века попали в Японию, все они в один голос говорили, что японцы не отличаются скромностью в своей одежде. Почему? Потому что у них обнаженные ноги. Они видели грузчиков в портах, крестьян в поле, ремесленников. Когда японцы попали на русский корабль, совершавший кругосветное путешествие, они были страшно удивлены, что русские матросы моются на корабле, обливаясь водой, будучи облачены в рубашки до пола, поскольку в то время в христианской культуре запрет на обнаженное тело был чрезвычайно сильный. И здесь, конечно, стоит вспомнить, какие были купальники в Европе в конце XIX — начале XX века.

То есть в японской культуре тело простолюдина было гораздо более открытым. Совершенно естественно, что в количественном отношении простолюдинов было больше, чем самураев, и глаз европейца падал на первых, и поэтому они говорили, что японцы бесстыдны.

— Какие для японцев существовали представления о правильных пропорциях тела и как они влияли на их повседневную жизнь?

— Традиционных для европейцев представлений о пропорциональном и красивом теле в Японии практически не существовало. Люди, занимавшиеся теоретическим осмыслением этого вопроса, были весьма образованные. Для них тело как таковое не представляло совершенно никакого интереса. Им было интересно, как человек одет, какая у него прическа, какие цвета одежды он носит и так далее. Поэтому европейского представления о том, что такое пропорциональное и красивое тело в культуре, идущего прежде всего из античности, не существовало. Нужно отметить, что европейские античные представления о теле во многом продукт спортивного отношения к телу, где есть мышцы и так далее. В японской телесной культуре мышцам не уделяется вообще никакого внимания, для обозначения мышц в японском языке даже не существовало термина.

До сих пор Запад прививает Японии европейские представления о красоте: загар, румянец на щеках, мускулы у мужчин. Однако в Японии определенным идеалом является немножко «растительный» тип без ярко выраженной мускулатуры. Мисима Юкио демонстрировал фотографам свою мускулатуру, но Мисима — скандалист.

— Как подобные идеалы соотносятся с культурой сумо?

— Сумо известно в Японии с давних времен, но в традиционной культуре человека, находящегося ниже по статусу, чем борец, найти трудно. Борцы, которые оголяют свое тело, показывают его — это воспринималось как недостойное «настоящего» человека. Статус сумо стал подниматься только в конце XIX — начале XX века, когда европейцы познакомились с японской культурой. Японцы увидели, что в Европе в это время происходит становление современного европейского спортивного движения. Японцам тоже хотелось иметь свой национальный вид спорта, и они выбрали сумо. Действительно, таких близких аналогов в европейском спорте нет. Разумеется, есть такой вид спорта, как борьба, но это борьба совершенно с другим телом, другими пропорциями. Сейчас борцы сумо являются профессиональными спортсменами и богатыми люди. Но так было не всегда.

В японской культуре никогда не ценился и высокий рост. В японской литературе нет таких преувеличений, как в европейском эпосе. В японском эпосе говорят: «очень здоровый человек». Если перевести японские меры в европейские, это будет всего-навсего 180 см.

— До момента переосмысления своей телесной культуры в эпоху Мэйдзи все равно существовали какие-то контакты с представителями европеоидной расы? Как они могли влиять на представления японцев?

— Японцы впервые знакомятся с европейцами в середине XVI века, когда туда приезжают миссионеры (испанцы, португальцы, итальянцы), в основном католики. В то время отношение к ним было вполне терпимым и никаких особенно расистских теорий в Японии не было. Позже стали считать, что христианское учение подрывает государство, потому что миссионеры все время утверждали в своих проповедях, что «твоя лояльность Богу намного важнее, чем лояльность государству». Через этих европейцев прокачивалось в Японию огнестрельное оружие и подпитывалась оппозиция, а в XV веке Япония представляет собой череду гражданских войн. Поэтому позже японцы сочли за благо изгнать почти всех европейцев, за исключением голландцев. Они протестанты и обязались в Японии не вести проповеди христианства. Европейцев изображали с красными волосами, с длинным носом, с огромными глазами. Стоит отметить, что с красными волосами изображались в Японии только черти. А длинный нос — это признак отрицательного мифологического существа тэнгу.

Рекомендуем по этой теме:
17067
Прямая речь: Александр Мещеряков

Европейцы считали японцев и китайцев чрезвычайно бездуховными. Европейцы-христиане считали себя носителями безусловной истины, которую они должны внедрять в отсталые, по их мнению, народы. Что касается Японии и Китая, то там отношения очень менялись в зависимости от эпохи и осмыслялись совершенно по-разному. Но не подлежит сомнению тот факт, что Китай являлся в течение чрезвычайно длительного времени культурным донором для Японии, поэтому японцы хорошо знали китайскую классику, китайских философов. Но бывали периоды японского милитаризма. В 30-е годы XX века отношение к китайцам было как к недочеловекам. То есть тот комплекс, который сами японцы испытывали по отношению к европейцам со второй половины XIX века, они перенесли на Китай.

— Что происходит в эту эпоху, переломную для Японии с культурой тела — в конце XIX — начале XX века?

— Это чрезвычайно интересное время для культурологов, но для японцев оно было очень трудное. С этого времени начинается европейское влияние, которого японцы поначалу не хотели. Напомню, что Японию силком открывают европейские державы, Америка. До этого Япония была закрытой страной с начала XVII века по 1854 год, в нее

никто не мог приехать, японцы не могли выехать из страны. При этом Япония прекрасно существовала, не было ни гражданских войн, ни мятежей. Общество было достаточно благополучное, хотя оно и было устроено весьма строго.

И вот в середине XIX века начинается новая эпоха — Японию открывают американцы, русские, англичане, французы. В страну сразу же хлынул поток информации с Запада. И тут японцы понимают, что они абсолютно неконкурентоспособны, у них нет огнестрельного оружия, нет и современного образования. Комплекс неполноценности коснулся и тела тоже. Раньше японцы не переживали по поводу своего тела, наоборот, считали, что европейское тело очень некрасивое, что европейцы не умеют одеваться, волосы у них очень странные. А сейчас у японцев возник комплекс неполноценности в отношении своего малого роста. Теперь японцы считают, что с их желтой кожей нужно бороться. Поэтому принимается множество правительственных программ, направленных на увеличение роста японцев. В медиа идет реклама мяса, поскольку раньше японцы его не ели. И за 40 лет они подросли на сантиметр.

В традиционной Японии занятие физкультурой и спортом было совершенно непопулярно. Теперь японцы начинают заниматься европейскими видами спорта, накачивают мышцы и достигают довольно быстро больших успехов. Если посмотреть на результаты Олимпиад с конца 20-х годов XX века и до начала Второй мировой войны, то японские пловцы были одними из сильнейших в мире.

Рекомендуем по этой теме:
21145
FAQ: Японская телесная культура

Кроме спорта идут активные разговоры о том, что японцы должны «подняться с пола», распрямиться и вырасти. В традиционном японском доме вся жизнь происходит на полу, что приводит к искривлению позвоночника. Многие, кто был в Японии, отмечают: японцы беспрерывно друг другу кланяются. Сегодня они кланяются стоя, а в традиционной Японии обычно они кланялись, находясь на земле, на полу. И вот этот обычай стоячего поклона, он по-настоящему формируется только в конце XIX — начале XX века.

За последние 40 лет Японии удалось создать современную систему образования, армию. Японцы начали производить собственное вооружение, участвовать во всемирных выставках. Японцы победили Китай в войне 1894–1895 годов. Японцы победили Россию в войне 1904–1905 годов. Но вдруг в Европе получает распространение расистская идея о «желтой угрозе», которая исходит от Японии. Японцы пытались изменить цвет кожи за счет применения разных отбеливающих кремов и достигли в этом некоторых успехов, тем не менее природная данность есть природная данность, с этим ничего нельзя поделать.

— Специфический миф о «желтой угрозе» — это именно антияпонский миф или все-таки речь идет об угрозе со стороны всех стран Востока?

— Изначально миф начинался в Соединенных Штатах Америки как антикитайский. В Америку прибывали китайские рабочие, которые были очень нетребовательные, выносливые, могли жить в любых условиях и составляли большую конкуренцию на рынке труда. Именно тогда в США заговорили о «желтой угрозе», имея в виду не Китай (Китай тогда был очень слабым), а китайцев. Но после победы Японии над Китаем и Россией стали говорить о «желтой угрозе», имея в виду угрозу, исходящую именно из Японии. Все это во многом способствовало тому, что самые крайние, самые правые, самые милитаристские элементы в японском истеблишменте получили большую поддержку.

— Что хотели японцы: стать европейцами или все-таки стать лучше европейцев?

— Поначалу японцы хотели стать европейцами. Так, на японских цветных гравюрах русско-японской войны японцы рисуют своих воинов совершенно с европейскими лицами. Русских от японцев на картинках можно отличить только по форме. Но позже, в связи с этим мифом о «желтой угрозе», сначала у японцев возникла страшная обида, а потом они начинают искать в своем теле ту красоту, которая отличает тело японца от тела европейца. И со временем они ее находят, правда, в основном это касалось японской женщины. Японские интеллектуалы, писатели вроде Танидзаки Дзюнъитиро начинают превозносить красоту японской женщины. В своих произведениях они подчеркивали, что японка — это самая красивая женщина в мире, поскольку японки обладают естественным подтемненным цветом лица, в отличие от европеек, имитирующих загар кремами. Кроме того, японские женщины обладают хорошими манерами. Европейки же, напротив, не умеют себя сдерживать: машут руками, ходят крупными шагами и в целом ведут себя развязно. И здесь я вынужден с ними согласиться.

Материал подготовлен на основе радиопередачи «ПостНаука» на радио Русская Служба Новостей.