Rating@Mail.ru

Палеолитическое искусство: как появились первые украшения, пещерная живопись и музыка

Палеолитическое искусство: как появились первые украшения, пещерная живопись и музыка
история
История
973 публикаций
22 Марта 2019
Как древние люди занимались пещерной живописью и что значило для них искусство

О появлении более-менее внятных форм искусства мы можем говорить для находок около 100 тысяч лет назад. Но свидетельства интереса к необычным вещам археологи находят уже у довольно ранних видов людей. Например, мы знаем, что они носили с собой с места на место совершенно ненужные им вещи, необычные своим цветом или формой. Это могли быть камни, гальки — необработанные, но своим естественным узором слегка напоминающие человеческое лицо. Мы знаем, что такие камни были перенесены с достаточно большого расстояния, из другой местности. И они явно не использовались как орудия, то есть их зачем-то подобрали и носили с собой. А на памятниках около 300 тысяч лет назад есть обработанные камни, отдаленно напоминающие по форме женскую фигуру. Мы не знаем, какой смысл древние люди вкладывали в эти предметы, и это, конечно, еще далеко не искусство. Возможно, такие находки говорят о появлении определенного уровня сознания, который позволяет увидеть схожесть между лицом и узором на камне. Но мы не знаем этого наверняка. Лицо в гальке и женскую фигуру в камне мы узнаем прежде всего с позиции своего сегодняшнего сознания.

В районе 700 тысяч лет назад мы видим, что у Homo начинает стремительно развиваться мозг, ум. Человек учится делать очень сложные вещи: копья из твердых пород дерева, клей из сока березы. Современные люди, если их просто так отправить в лес, скорее всего, не додумаются до этого.

Археологические раскопки в Сьерра-де-Атапуэрка, Испания, 2008 год

Еще одним маркером развития сознания, которое потом приведет к появлению искусства, являются погребения. Традиционно принято считать, что они появляются у неандертальцев. Но иногда находятся и более ранние, но пока еще дискуссионные, не принятые всеми свидетельства возможного появления погребальных практик в более раннее время. Например, в Испании на территории памятников в Сьерра-де-Атапуэрка был обнаружен огромный провал, куда сбрасывали умерших — видимо, не всех, а наиболее достойных (или недостойных — мы не знаем). Сначала считалось, что это не погребение в нашем смысле, то есть не ритуализированная практика заботы о теле умершего, а просто гигиеническая процедура. Но в том же месте было обнаружено рубило из розоватого, красно-желтого кварца. То есть это орудие, специально обработанное, из очень необычного и яркого материала и без следов использования в работе. И встал вопрос о возможном признании этого объекта в качестве одного из древнейших проявлений погребальных практик. Носители археологической культуры ашеля (700–120 тысяч лет назад) в некоторых случаях подбирали сырье для изготовления орудий с отпечатком раковины и специально обрабатывали так, чтобы след от нее оставался в центре. Все это говорит о том, что у древних людей было по меньшей мере представление о форме и стиле. Начиная с эпохи ашеля мы видим красивые орудия очень четких форм, которые явно несли не только функциональную, но и эстетическую значимость. Потому что есть примеры противоположного: надо было что-то быстро сделать, поэтому орудия аморфные, некрасивые, грубые. А когда у человека было время, он сидел и долго делал красивый инструмент.

Изображение: Палеолитическое искусство: как появились первые украшения, пещерная живопись и музыка — parallax 2 //

Рождение искусства

Говорить о первых признаках собственно искусства сложно. Они появляются, видимо, практически одновременно у неандертальцев и кроманьонцев — около 100 тысяч лет назад. В определенный момент они начинают сосуществовать, и тогда же появляются погребения, причем в современном смысле — ритуальные, ане гигиенические. Кроме того, появляются украшения.

У человека разумного резкий скачок во всех навыках — интеллектуальных, творческих — происходит, как полагают некоторые исследователи, после «бутылочного горлышка». Около 75 тысяч лет назад в Индонезии произошло грандиозное извержение вулкана Тоба. После него резко изменился климат, исчезли многие виды флоры и фауны, а человеческая популяция, по определенным расчетам, сократилась до нескольких тысяч человек. 

Согласно некоторым теориям, именно извержение Тобы повлияло на эффект «бутылочного горлышка», хотя эта связь не считается стопроцентно доказанной. Раньше сапиенсы жили, развиваясь в культурной плоскости предыдущих эпох и видов. После «бутылочного горлышка» их численность резко падает, и затем происходит масштабное расширение использования украшений, а вместе с ними — новых приемов обработки орудий, новых стратегий жизнеобеспечения, и человек становится уже гораздо ближе к тому социокультурному состоянию, к которому принадлежим мы. Человек учится занимать любую экологическую нишу, которая ему доступна, и за счет этого выживает. Для нас это сегодня проявляется в том, что мы можем, например, отказаться от мяса или других видов продуктов, мы не скованы рамками или зависимостями от какой-то пищи. И вместе с этим развитием появляются украшения, которые, по всей видимости, говорят о появлении новых социальных структур, отличных от того, что было раньше, благодаря которым мы и выжили как вид. 

Одно из главных открытий, о котором мало говорится, связано с мощным биосоциальным запретом на близкородственные браки. У неандертальцев, например, несмотря на то что у них шел обмен между группами, в некоторых группах есть свидетельства близкородственных скрещиваний. И это оказалось одной из многих причин их вымирания (дело усугублялось тем, что неандертальцев в определенный период стало мало и жили они достаточно изолированно, а кроманьонцев было, видимо, больше и между группами были налажены социальные связи). Скрещивания между сапиенсами-родственниками случались гораздо реже и в конечном итоге все равно выбраковывались эволюцией. 

Итак, первым признаком социального усложнения и появления искусства еще перед «бутылочным горлышком» являются украшения и орнамент. Тогда же сапиенсы начинают использовать краску — мы не знаем точно, для чего, но как минимум в бытовых целях она точно применялась. Краска как таковая была известна и раньше, ведь нужно было дубить шкуры, красить волосы и кожу в гигиенических целях: нашлепки из охры отпугивают насекомых, мух и различных паразитов. Некоторые племена в Африке делают так до сих пор.

Раньше считалось, что неандертальцы знали не только красную краску (охру), но еще и черную. Потом стало понятно, что черная использовалась и как химический катализатор для разведения огня, поэтому наличие чего-то похожего на краски не обязательно является свидетельством того, что есть какая-то живопись.

 

Первые украшения

У сапиенсов около 100 тысяч лет назад появляются украшения из раковин. Получается, люди шли к воде, брали улиток на обед и там же собирали раковины, чтобы украсить себя.

Почему так важны именно украшения? Они представляют собой своеобразный социальный язык, способ невербального общения. Даже сегодня, если на севере встречаются представители двух разных народов, по узорам на костюмах друг друга они могут узнать, кто из какого народа, из какой фратрии, насколько успешны были их прапрабабушки и прапрадедушки в охоте и рыбной ловле, какое у человека положение в обществе и так далее. То есть костюм и украшения — это очень четкий социальный маркер.

Известно, что некоторые жители развитых стран очень любят золото. И даже люди из достаточно бедных семей могут отложить покупку чего-то очень нужного, но все равно приобрести золотое украшение, потому что это социальный маркер, невербальный показатель того, что у них все хорошо. Другим людям это кажется странным: зачем себя так увешивать? Но в традиционной культуре это очень четкий знак. Точно так же было и в древних обществах: украшения служили первым социальным маркером. Примерно тогда же появляются орнаменты — первые признаки символического искусства: орнамент означал некое абстрактное понятие, за которым кроется некий смысл. Но это опять же знаки, а не искусство во всем масштабе этого явления. Орнаменты появляются на брусочках охры и чашах — сосудах из скорлупы яиц страусов. Узоры встречаются разные, и, видимо, орнамент стал признаком индивидуальности как внутри коллектива, так и между коллективами.

Это все относится к сапиенсам. С неандертальцами несколько сложнее. С одной стороны, они были более аскетичными, менее творческими, с точки зрения нас сегодняшних, изучающих остатки их материальной культуры. С другой стороны, мы знаем, что в Европе они добывали крупных хищных птиц, на которых было непросто охотиться, — скажем, грифа, орла и беркута. При этом мы знаем, что их не употребляли в пищу, а, например, отрезали когтевые фаланги или перья: на костях оставался след, по которому понятно, что с птицы снимали перья. Возможно, они украшали себя перьями, а также ожерельями из когтей птиц. 

Не очень понятно, когда у неандертальцев появляются украшения. Еще недавно считалось, что у неандертальцев Европы они появляются примерно в то время, когда в Европу приходит Homo sapiens. Неандертальские украшения в этот период похожи на кроманьонские, но в целом данных за этот период немного, выборка очень маленькая, поэтому сложно сделать какие-то определенные выводы. Но по последним данным неандертальцы, являющиеся жителями Ближнего Востока и Южной Европы, делали украшения из раковин до появления сапиенсов в Европе.

[partner-yandex-kiv]

Пещерная живопись

Самой яркой формой древнего творчества является, безусловно, пещерная живопись. Считается, что неандертальцы ею не занимались и этот вид искусства принадлежит исключительно сапиенсам. Люди расселялись по континентам неодновременно, в разные временные промежутки, а Европу сапиенсы освоили вообще в последнюю очередь: сначала они направились в Юго-Восточную Азию. И настенные росписи в Индонезии датируются около 40 тысяч лет назад, так же как и в Европе. 

Австралию заселили очень рано, 50–60 тысяч лет назад, но и там люди рисовали. Значит ли это, что данная форма искусства возникала везде независимо или была принесена при миграции? Это неизвестно. Но так как рисовали в основном одни и те же вещи — животных и отпечатки ладоней, — по всей видимости, была какая-то базовая традиция, которая в каждом регионе развивалась самостоятельно, потому что стиль рисунков в Индонезии сильно отличается от тех, что мы находим в Испании и Франции. Но принцип выбора изображаемого объекта везде был примерно одинаковый. 

Человеколев, Германия, 32–40 тыс. лет до н. э., бивень мамонта

Основные памятники пещерного искусства находятся в Европе, возможно, потому, что именно этот регион изучен лучше всего. Примерно в одно и то же время появляется не только пещерная живопись, но и искусство малых форм, в том числе статуэтки. На территории от Воронежа до Атлантики, на территории Германии, Франции, Испании и России появляются и стремительно распространяются все классические образцы палеолитического искусства. Сорок тысяч лет назад появляются первые святилища с изображениями на стенах пещер. То есть четкие практики искусства появились до исчезновения неандертальцев, и поэтому нельзя отрицать полностью способность неандертальцев принимать в этом участие.

Вопрос датировок некоторых образцов наскальной живописи все еще остается дискуссионным. В конце зимы 2018 года была опубликована статья, посвященная уранториевым датировкам рисунков из западноевропейских пещер. Из этих датировок следует, что рисунки сделаны в эпоху, когда сапиенсы еще не пришли в Европу. 

Соответственно, ставится вопрос: может, это рисовали все-таки неандертальцы? Но наверняка можно будет сказать после того, как датировки будут подтверждены еще несколькими методами. До этого говорить о том, что у неандертальцев была пещерная живопись, нельзя, несмотря на находки следов краски и чашечек для нее.

Судя по находкам, навыки человека в области искусства не развивались эволюционно, от простых линий к сложным произведениям. Найденные примеры говорят о довольно высоком уровне творчества, который с течением времени существенно практически не менялся. Стоит отметить, что палеолитическая живопись отличается от принципа реализма в искусстве. В ней выделяются две главные традиции: рисовать животных, на которых в племени охотятся, и рисовать тех, на которых не охотились. Второй группе также свойственны украшения из зубов тех животных, которых они не рисовали (соответственно, тех, на которых охотились). Ученые научились опознавать «руку мастера»: по стилю рисунков, разделяемых сотнями километров, можно понять, что их рисовал один человек или по меньшей мере представитель одной «школы»: людей учили рисовать более опытные художники. 

Для рисования в пещерах использовали кисточки, тампоны. Был еще специальный способ создания отпечатков: ладонь прислоняли к стене, на нее дули из трубочек и получали изображение силуэта. Для этого использовались две трубочки: одна опускалась в чашку, а вторая прислонялась к ней под углом, в результате чего краска летела вверх. Кроме того, сама поверхность стены нередко подготавливалась к нанесению изображения: убирались выступы, которые не нравились, или глинистые темные натеки, если нужен был светлый фон. Сейчас перед работой холст покрывают грунтом. Тогда занимались примерно тем же самым.

Метод нанесения краски в наскальной живописи // donsmaps.com
Метод нанесения краски в наскальной живописи // donsmaps.com
 Метод нанесения краски в наскальной живописи // artsplastiqueslcf.blogspot.com
Метод нанесения краски в наскальной живописи // artsplastiqueslcf.blogspot.com
Пещера Гаргас, Франция, ок. 27 тыс. лет назад // donsmaps.com
Пещера Гаргас, Франция, ок. 27 тыс. лет назад // donsmaps.com
Куэва-де-лас-Манос, Аргентина, 13000 - 9500 лет назад // wikipedia.org
Куэва-де-лас-Манос, Аргентина, 13000 - 9500 лет назад // wikipedia.org

Появление искусства — это, с одной стороны, развитие человека и его нервной деятельности, то есть речи и всего остального, с другой — развитие социальных институтов и структур. Многие рисунки находятся на высоте от 4 до 20 метров. Для этого было недостаточно использовать, скажем, стремянку, потому что в таком случае можно изобразить что-то небольшое по ширине, а не многометровые рисунки. Получается, нужно было сделать строительные леса: найти, затащить, собрать. Еще кто-то должен был страховать, что-то подавать. Это коллективная работа.

Во всей Европе была очень четкая структура и логика создания изображения и скульптуры. Везде повторяются одни и те же образы: фантастические существа, фигурки, как правило, полных женщин, треугольники, зооантропоморфные мужские фигурки. Изображения в пещерах всегда находятся в определенных местах: не у входа, а в глубине, на последней стене. Идешь по такой пещере и просто упираешься взглядом в стену, а над тобой — огромный рисунок. Были четкие топографические правила расположения рисунков, и все это было очень хорошо продумано. В разных зонах изображали разные вещи. Люди хорошо знали пещеры, в которых они бывали, и для них не было проблемой, например, подняться на 13–15-метровый колодец в пещере, причем с детьми. 

Мегапоселения 

Группы, которые жили на равнинах, устраивали крупные стоянки — мегапоселения. В какой-то момент именно у них появляются фигурки животных из керамики — по сути, это первый искусственный материал. С ними был связан особенный ритуал: сразу после обжига фигурки разбивали.

Социальное усложнение и связанные с ним практики в искусстве хорошо заметны по захоронению из Сунгиря. Погребение мальчика содержит кость его прапрадедушки, умершего в достаточно почтенном по тогдашним меркам возрасте — примерно в 50 лет. В этом захоронении есть охра, а костюмы похороненных детей расшиты украшениями, которые дали представители разных групп одного племени.

Палеолитическая Венера со стоянки Мальта, ок. 24 тыс. лет назад, бивень мамонта

Одну из самых удивительных вещей, связанных с искусством, нам показали сибирские стоянки Мальта и Буреть. Там нашли пока единственные в Сибири палеолитические Венеры. Они были сделаны иначе, чем европейские. И мы долго не могли понять, имела ли эта культура европейское влияние или нет. Длительный период времени многие утверждали, что не имела, потому что от центра Русской равнины, от Воронежа, где Костенки, до стоянок 7 тысяч километров. Однако позднее палеогенетики показали, что предки обнаруженных в погребении двух детей действительно могли прийти из Европы. Выяснилось, что, предположим, с Русской равнины примерно за пару тысяч лет люди дошли до Забайкалья, какое-то время находились там, после чего вернулись. Понятно, что прошло не одно поколение, но надо же было отважиться на это перемещение. Это сейчас мы знаем, что есть Байкал, на него интересно посмотреть. Но они двинулись целым племенем куда-то, с женщинами, детьми. А потом сказали: «Да, отличный Байкал, здорово, пойдем обратно» и опять дошли. За это время у них поменялся стиль изображений и статуэток, то есть базовые идеи остались, но стиль поменялся.

С самых первых образцов палеолитического искусства малых форм выделяются три зоны с определенной стилевой спецификой: Западная Европа, Центральная Европа и Русская равнина. У них одна идейная база, но реализация порой значительно различается. Отсюда возникло предположение, что они различались в палеоэтнологическом, лингвистическом планах. И такая разница в воплощении одних и тех же идей кажется очень интересной. Кроме того, разные регионы объединяются подходами к обработке камня и кости.

Появление искусства было продиктовано прежде всего возникновением ритуалов и сложных социальных структур. Если племя было достаточно большим — а оно могло включать в себя 250–400 человек, — то время от времени возникала необходимость собираться, обсуждать проблемы разделения охотничьих угодий, решать споры, устраивать брачные договоренности — в общем, разбирать огромный круг вопросов палеолитического общества. Кроме того, стали появляться разного рода ритуалы, превратившиеся в традиции. Наши северные народы и относительно недавно жили так же: раз в год или несколько лет родственные группы собирались, устраивали пляски, договаривались о браках и так далее. Одним словом, необходимость решать разного рода вопросы — от браков до организации охот — появилась очень давно и с разрастанием численности групп неизбежно повлекла за собой появление иерархии и сложных социальных структур.

Изображение: Палеолитическое искусство: как появились первые украшения, пещерная живопись и музыка — parallax 12 //

Музыка

О музыке в каменном веке мы знаем немного. Долгое время существовал миф о так называемой неандертальской флейте, но в результате оказалось, что это просто погрызенная гиенами кость. Первые более-менее достоверные флейты появляются у сапиенсов и датируются временем около 40 тысяч лет назад. Кроме того, есть предположение, что на стоянке Мезин кости мамонтов использовали в качестве ударных инструментов. Что именно с их помощью исполняли — неизвестно. Но вот флейты совершенно точно были музыкальным инструментами, и это видно по тому, с какой тщательностью они сделаны: исходный материал у них — бивень мамонта, из которого вырезались и склеивались две части. Кроме того, были флейты из тонких костей водоплавающих птиц, например лебедя. Известны и изображения в пещерах фантастических антропоморфных существ, которые, кажется, пританцовывая, играют на подобии флейт. Было и подобие свистков — их, вероятно, использовали во время охоты как манок. 

Датировки находок

В историографии самые первые находки датируются XIХвеком — это были кости с гравированными изображениями. Однако их очень долго никому не показывали, потому что не знали, как реагировать. И только после открытия Альтамиры выяснилось, что такие находки есть. Период создания смогли уточнить только после радиоуглеродного анализа. До этого были некие геологические представления о датах. Кроме того, даже сейчас датировки меняются, радиоуглеродный метод не всегда справляется. Еще пять-семь лет назад говорили, что пещере Шове 32 тысячи лет, и именно по радиоуглеродным датировкам к тому времени относились первые кости Homo sapiens, которые были найдены в Европе. А теперь мы полагаем, что рисунки в Шове появились около 40 тысяч лет назад.

Если говорить о современных, недавних находках, то существенная их часть обнаружена во Франции и Испании. На территории нашей страны была недавно найдена статуэтка в Хотылёво — миниатюрная Венера. Немного раньше была обнаружена примечательная небольшая плиточка местного известняка, на которой вырезаны две женские фигуры, — небольшой барельеф.

В Африке осталось мало находок, причем большая их часть не в Восточной Африке, а в ЮАР. Это обусловлено в том числе и климатом, и отсутствием войн: можно спокойно работать. Поэтому и Европа лучше исследована. Мы видим уникальные произведения искусства, скажем, на территории нашей страны около Северного Ледовитого океана, куда впадает река Яна. И разумеется, там вечная мерзлота, поэтому туда практически никто не отправляется. Это проблема исключительно организации науки. До каких-то объектов мы, возможно, просто еще не добрались или не знаем, где их искать. 

Владислав Житенёв
Владислав Житенёв
доктор исторических наук, доцент кафедры археологии исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова