Понятие социальной мотивации не ново. Согласно этой идее, мы мотивированы работать и проводить время с другими людьми, это жизненно необходимо.

Тестирование мотивационных факторов

Недавно была разработана теория социальной мотивации у людей с аутизмом. Их мотивация взаимодействовать с другими людьми отличается. Часто они избегают того, чтобы поддерживать зрительный контакт, взаимодействовать с людьми и получать от них знания.

Вычленить и протестировать мотивационные факторы непросто. Можно спросить у человека, чем бы он хотел заняться вечером в субботу: пойти в ресторан с друзьями или остаться дома и в одиночестве поиграть в компьютер. Ответы разных людей могут дать некоторое представление об их социальной мотивации, но не позволят измерить ее и разработать научную теорию.

Рекомендуем по этой теме:
31276
Нейропсихология обучения
В лаборатории мы попытались найти новые способы измерить мотивацию. В нашем эксперименте люди выбирают для просмотра один из двух видеороликов продолжительностью в две-три секунды. В первом ролике показан человек, который смотрит в камеру, улыбается, выглядит общительным и жизнерадостным. Во втором вращается маленький столик с несколькими бытовыми объектами, которые можно рассматривать (обычно они неинтересные).

Мы показываем людям коробки разных цветов, например голубую и оранжевую. Они знают, что если выберут голубую, то посмотрят социальный ролик, а если оранжевую, то ролик про бытовые предметы. По их выбору можно попытаться замерить, насколько они мотивированы смотреть на социальное явление. Чтобы попытаться численно измерить разницу в мотивации у разных людей, мы устанавливаем для коробок «цену». Чтобы открыть голубую коробку, нужно выполнить последовательность из трех действий (что дольше и скучнее, чем из одного).

Во время этого эксперимента мы исследуем системы мотивации в мозге с помощью сканера мозговой активности. Благодаря ему мы многое установили о системах мозга, связанных с вознаграждением за несоциальные действия. Мы можем видеть, активируются ли у людей в мозге одни и те же системы, когда они получают материальное вознаграждение (еду, деньги) и социальное вознаграждение (видят улыбающихся людей).

Социальная мотивация у людей с аутизмом

В недавно опубликованном исследовании взрослые люди с аутизмом и обыкновенные взрослые люди выбирали для просмотра один из трех роликов. В первом ролике человек поддерживал зрительный контакт с испытуемым, во втором человек смотрел в сторону, а в третьем были показаны бытовые предметы. Обыкновенные взрослые люди предпочитали первый ролик второму, а для людей с аутизмом между двумя последними роликами не было разницы. Однако они несколько больше предпочитали людей, чем бытовые предметы: людей с аутизмом смущают не столько люди в целом, сколько зрительный контакт. Известно, что они часто избегают зрительного контакта, находят его пугающим и сомневаются, как его правильно расценивать.

Рекомендуем по этой теме:
59347
Аутизм
Подобные исследования позволяют получить первые численные результаты и понять, как люди с аутизмом воспринимают и используют зрительный контакт. В будущем мы хотим установить, сколько различных социальных сигналов подпитывает мотивацию.

Мы хотим более детально изучить зрительный контакт и понять, что заставляет людей искать или избегать его. В чем разница между людьми с аутизмом, которые избегают зрительного контакта, и людьми с социальным тревожным расстройством. Последние также избегают смотреть на других людей и не мотивированы взаимодействовать с ними, но, возможно, это происходит по другим причинам. Сейчас растет количество исследований, где стараются выявить мотивацию и измерить ее численно.

Вопросы социальной мотивации подводят нас к изучению зрительного контакта и продолжительного взгляда. Последний используется как мера мотивации, поскольку с ним легко экспериментировать. Можно показывать людям изображения лиц и с помощью датчика движения глаз отслеживать направление их взгляда, чтобы узнать, на какие части картинки они смотрят.

Обычные взрослые или дети, рассматривая фотографии лиц, чаще смотрят на глаза и рот. Результаты людей с аутизмом противоречивы: в некоторых исследованиях они смотрят на глаза, а в других — нет. Однако, когда они видят более естественные стимулы (например, видео человека, который что-то говорит, а не статичную картинку), разница в мотивации становится более выраженной. Чем ближе наши лабораторные методы к условиям реального мира, тем лучшие результаты мы можем получать.

Исследование социальной мотивации в реальном мире

Если показывать обычным людям фотографии лиц, они с легкостью смотрят в глаза, но при общении по видеосвязи в Skype они делают это не так часто. Во время реального взаимодействия мотивация и сигналы, которые вы отсылаете собеседнику, совсем другие. Если перед вами статичное фото, вы можете без стеснения смотреть куда угодно, выбирать любую желаемую социальную информацию. Но в реальной жизни слишком долгий взгляд в глаза другому человеку нарушает социальное взаимодействие. Становится все более очевидно, что социальные нейронауки должны изучать реальные взаимодействия и их контексты, чтобы получить хорошие показатели мотивации и поведения людей. Тогда лабораторные исследования не будут так далеки от реального мира.

Сейчас мы стремимся пойти дальше некоторых традиционных лабораторных методов и сделать исследования интерактивными. Например, смотреть, как вы оборачиваетесь к кому-то, кто-то оборачивается к вам, чей-то взгляд вам отвечает. Проводить исследования вне МРТ-сканера, в более богатом контексте, связанном с реальным миром. Если мы выносим нейронауку за пределы лаборатории, мы получаем более качественные результаты, узнаем, что мотивирует людей в повседневной жизни. Мы лучше понимаем индивидуальные различия в поведении не только в случае аутизма, но и в случае социального тревожного расстройства и других психиатрических расстройств, затрагивающих социальное взаимодействие.

Исследование социальной мотивации важно для понимания индивидуальных различий в социальном поведении. У каждого человека уникальная мотивация, и она может меняться в течение дня, недели, всей жизни. У подростков (и вообще у людей на разных стадиях взросления) уникальная социальная мотивация. Если мы сможем численно измерить ее и понять, на чем она основана, у нас будет более широкая и прочная научная база. Она позволит понять, почему люди принимают те или иные решения, и научит работать с широким спектром социальных психологических состояний (многие из них имеют мотивационный аспект). Долгосрочная цель подобных исследований — помочь людям, у которых возникают трудности в социальных ситуациях.

Это перевод лекции Антонии Хамилтон, a почитать и послушать оригинал можно на Serious Science.