Медиаперформанс: от театра до Zoom-конференций

Как веб-камера, VR-очки и Instagram оказались на службе искусства

Сохранить в закладки
3185
18
29 декабря 2021
Сохранить в закладки

Александр Ларцев, исследователь киберперфоманса, старший преподаватель НИУ ВШЭ, лауреат премии Родченко

Термины «цифровой» и «кибер» используются не только в исследовании искусств. Например, различают цифровую и кибердипломатию. Цифровая дипломатия — это дипломатия с применением цифровых средств и цифрового инструментария. А кибердипломатия имеет место именно в киберпространстве. Так и цифровой перформанс подразумевает использование цифровых средств реальным перформером, который находится в одном пространстве со зрителями. В киберперформансе и зритель и перформер находятся по разные стороны окон киберпространства — компьютерных экранов.

Лои Фуллер на сцене, 1902 / Frederick Glasier
Лои Фуллер на сцене, 1902 / Frederick Glasier
Костюмы для «Триадического балета» Оскара Шлеммера / Fred Romero
Костюмы для «Триадического балета» Оскара Шлеммера / Fred Romero
Электронная супермагистраль: Континентальная часть США, Аляска, Гавайи
Электронная супермагистраль: Континентальная часть США, Аляска, Гавайи 1995-96, Нам Джун Пайк / Libjbr

Александр Ларцев

Как только мы перемещаемся в моделируемую среду, мы можем управлять и средой, и телом художника, и телом зрителя. Виртуальная реальность позволяет передать ощущение нахождения в пространстве, в котором мы обычно оказаться не можем. Чем это ценно? Это дает возможность говорить об опыте, о котором сложно рассказать при помощи традиционных медиа: например, о травмирующем опыте проживания военных действий в качестве солдата или в качестве мирного жителя. В виртуальном пространстве может отсутствовать гравитация, может быть все вверх ногами. Тело зрителя может ощущаться как огромное или крайне малое, изломанное и так далее. Это дает ключи к разговору о темах, о которых до этого говорить было сложно: художнику было труднее подобрать выразительные средства, а зрителю многое приходилось домысливать.

Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом», Дзига Вертов
Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом», Дзига Вертов

Александр Ларцев

Казалось бы, в виртуальной реальности можно смоделировать и себя, и пространство вокруг себя заново и быть там кем угодно. Однако вместе с пользователями в виртуальный мир приходят привычные проблемы «аналогового» мира — буллинг, гендерная дискриминация, ненависть к другим этническим группам и меньшинствам.

Катрин Ненашева / Dmitry Rozhkov
Катрин Ненашева / Dmitry Rozhkov

Александр Ларцев

Стремясь обеспечить себе бессмертие, человек не хочет создать себе машину-помощника, он хочет стать с машиной единым целым. Поэтому можно предположить, что в отдаленном будущем не машина станет полноценным творцом, а человек вместе с искусственным интеллектом станут одним автором.