Нет-арт: искусство Всемирной сети

Как блокчейн и пандемия повлияли на сетевое искусство, а интернет-пользователь стал соавтором художника

Сохранить в закладки
10 декабря 2021
Сохранить в закладки

С появлением очередной новой интернет-технологии художники нет-арта приобретали новые возможности для создания произведений. Инструментами художника оказывались статические HTML-странички и email-рассылки. Некоторые из них перестают поддерживаться и уходят в небытие, как flash-сайты. Но многие проекты используют разнообразные социальные сервисы — например, сервисы Google вроде Google Maps или Яндекса, а также любые из существующих социальных сетей.

Этот вопрос входит в более глобальную проблему: что вообще можно назвать искусством, а что нельзя? Есть типовые решения и элементы дизайна. Есть интерфейсы, например, мессенджеров, которыми мы пользуемся каждый день. А есть произведения искусства, созданные художниками как объект искусства и с целями, не связанными с привычными повседневными практиками. Интерфейс произведения нет-арта может быть нарочно неудобен в использовании. При этом именно в нет-арте зачастую появляются и отрабатываются идеи, в дальнейшем влияющие на стилевое и технологическое развитие интернет-среды.

«Simple Net Art Diagram», 1997, MTAA / M.River & T.Whid Art Associates
«Simple Net Art Diagram», 1997, MTAA / M.River & T.Whid Art Associates
Ольга Лялина, 2018 / Lea Röwer, Merz Akademie
Ольга Лялина, 2018 / Lea Röwer, Merz Akademie
Выставка с работой Ольги Лялиной, 2016, Базель / Binary Koala from RU/DE, TCP/IP
Ольга Лялина. My Boyfriend Came From The War. 1996 / Эмулятор www.teleportacia.org/war/

Выставка с работой Ольги Лялиной, 2016, Базель / Binary Koala from RU/DE, TCP/IP

До пандемии существовало определенное недоверие к компьютерным сетевым технологиям. Люди боялись целиком уходить в Сеть: вместо совещаний в Zoom или Teams предпочитали встречаться офлайн. Вынужденно перейдя в онлайн, люди увидели преимущества удаленного ведения дел, и прежний страх исчез. И именно это привело к увеличению продаж цифровых произведений искусства на интернет-аукционах. Технология NFT до пандемии развивалась достаточно вяло: она вызывала опасения. Пандемия эти опасения стерла.

В последнее время я очень часто слышу мнение, что надо смириться с исчезновением нет-арт-работ как с особенностью интернета и воспринимать их как перформанс, который живет некоторое время и после этого умирает. Действительно, полноценно сохранить многие старые сайты просто физически невозможно. Здесь важно желание самого автора сохранить свою работу, например, в виде эмуляции или видеоролика с записью прохождения всех страниц сайта. Есть случаи, когда авторы не предпринимают никаких попыток сохранить свое произведение. И в какой-то момент оно исчезает из Сети.