Это в моде: почему в мире возрождается общественный транспорт

Что толкает страны одну за другой отказываться от автомобилей в городах и идет ли по этому пути Россия

Сохранить в закладки
60523
30 августа 2021
Сохранить в закладки
Первый петербургский омнибус 1832 г. // Архив Фетисова.Н.Ф // Посадка в омнибус у Гостиного двора (репродукция с печатного издания "Всемирная иллюстрация" 1873. "Минута остановки конки на углу Садовой и Невского". Гравюра) // wikimedia.org
Американский омнибус в 1909 году // Internet Archive Book Images // wikimedia.org
Первый электроомнибус (электробус) Ипполита Романова, в г. Гатчине, 1902—1905 годы // http://electroformula.ru // wikimedia.org

Первый петербургский омнибус 1832 г. // Архив Фетисова.Н.Ф // Посадка в омнибус у Гостиного двора (репродукция с печатного издания "Всемирная иллюстрация" 1873. "Минута остановки конки на углу Садовой и Невского". Гравюра) // wikimedia.org

Ранняя модель Ford Model T, 1908 г.
Ранняя модель Ford Model T, 1908 г. // Rmhermen // wikimedia.org
Автомобильная пробка на Садовом кольце в Москве, 2016
Автомобильная пробка на Садовом кольце в Москве, 2016 // Gennady Grachev // wikimedia.org

Другие города России тоже начинают следовать тренду на развитие общественного транспорта: например, в середине июля 2021 года в Казани запустили первый электробус, в этом же месяце на дорогах Самары власти решили ввести повсеместные выделенные полосы для общественного транспорта — это должно повлиять на регулярность движения и избавление пассажиров от пробок, — а в Санкт-Петербурге успешно реализуется [6] проект комфортного частного трамвая «Чижик».

Электробус КАМАЗ-6282 на маршруте Т25 в Москве
Электробус КАМАЗ-6282 на маршруте Т25 в Москве // Mos.ru // wikimedia.org

Уберизация с «Яндекс.Картами»

Во многих городах России общественный транспорт становится удобнее благодаря «Яндекс.Картам». В приложении можно составлять и сравнивать маршруты, видеть все доступные виды транспорта, изучать расписание их движения, а главное — следить за автобусом и трамваем прямо на карте.

Модный тренд последних лет — концепция «мобильность как услуга» (англ. Mobility as a service, MaaS). Она подразумевает объединение всех транспортных сервисов на одной платформе. На практике это означает, что человеку не нужно смотреть расписание автобусов в одном приложении, электричек — в другом, пункты проката велосипедов искать в третьем, а такси вызывать через четвертое. MaaS-приложения прокладывают оптимальные маршруты, используя все, что есть в городе.

 

Пока ближе всего к MaaS-формату в России подобрались «Яндекс.Карты»: при составлении маршрута в этом приложении видны и стоимость поездки на такси или каршеринге, и информация об общественном транспорте, и количество лестниц, которые вы встретите в случае пешей прогулки.

Метромост через р. Обь. Новосибирск
Метромост через р. Обь. Новосибирск // A.Savin // wikimedia.org
Электропоезд «Ласточка» на подъезде к платформе «Шелепиха»
Электропоезд «Ласточка» на подъезде к платформе «Шелепиха» // Mos.ru // wikimedia.org