Музей на набережной Бранли (фр. Musee du quai Branly) в Париже посвящен коренному искусству Африки, Азии, Океании и Америки. Он был открыт в 2006 году после десяти лет строительства и является одним из новейших крупных музеев Франции. Идея создания музея, посвященного неевропейской культуре, изначально принадлежала французским интеллектуалам и ученым XX века, среди которых Андре Мальро, Андре Бретон и Клод Леви-Стросс. Экс-президент страны Жак Ширак, воплотив в жизнь этот проект, продолжил традицию французских президентов оставлять на память о своем пребывании в должности крупные собрания произведений искусства, такие как центр Помпиду (Жорж Помпиду) и музей д’Орсе (Валери Жискар д’Эстен).



Здание расположено в 7-м округе Парижа, на левом берегу Сены, недалеко от Эйфелевой башни и Пон-де-л’Альма. Коллекция музея насчитывает 450 000 объектов, из которых 3500 выставляются на постоянных экспозициях. Выставки обновляются каждые полгода. В музее представлены коллекции артефактов, относящихся к культуре коренных народов Океании, Мексики и Перу, Ближнего Востока, различных регионов Африки, Сибири, Китая, Индии и Японии. В числе экспонатов — изделия из тапы (материи из обработанного луба бумажной шелковицы, распространенной в Океании), ритуальные маски, азиатские костюмы, музыкальные инструменты, оружие и текстиль из Африки. С их помощью раскрываются культурные и социальные темы, такие как завоевание уважения, бартер, обряды инициации, погребальные ритуалы и отношения с предками и божествами. Экспонаты расположены по географическому признаку. На сайте музея есть возможность совершить виртуальный тур и ознакомиться с множеством артефактов.



Эмблемой музея является «Ла-Чупикуаро» — небольшая полихромная женская фигурка из обожженной глины, представляющая доколумбову культуру Чупикуаро.

Чуть менее трети постоянных экспонатов выставки относятся к Африке. Тематическая секция начинается с раздела, посвященного искусству народов Мали, в частности догонов — народа, проживающего на юго-востоке страны и возводящего себя к правящим группам Древнего Мали. Также представлены маски и скульптуры народов Бенина и Конго, магические артефакты из Конго, атрибуты похоронных ритуалов Восточной Африки и христианское искусство Эфиопии.



В секции Азии представлены как произведения искусства XIX–XXI веков, так и национальные костюмы и ювелирные изделия: одежда айнов — древнейшего населения Японских островов, индийские сари, вышивка и ювелирные изделия южнокитайских народов мяо. Большое внимание уделяется декоративно-прикладному искусству: марокканским коврам, ручным техникам изготовления ткани, таким как икат, а также лакированным изделиям Китая. Отдельные разделы выставки посвящены искусству буддизма Юго-Восточной Азии и сибирского шаманизма. Богатые наборы талисманов, амулетов и даров богам свидетельствуют о выживании в этих регионах древних верований, унаследованных от эпохи Античности. Одна из витрин демонстрирует артефакты магических и аграрных ритуалов и включает в себя набор традиционных кукол, используемых в марокканских ритуалах наказания. В музее также можно узнать об искусстве театра теней в Сирии и Турции.

Рекомендуем по этой теме:
11666
5 книг по африканистике



Временные выставки в музее затрагивают самые разные темы и проблемы: от истории и культуры татуировок до пропагандистских плакатов из Вьетнама и влияния культуры Океании на американскую популярную культуру в XX веке. На выставке «Tiki-pop», проходившей в 2014 году, демонстрировались фильмы, плакаты, музыка и одежда, а также реконструкция тики-бара — экзотического тематического ресторана, интерьеры и меню которого основаны на романтизированной концепции полинезийских культур, получившей популярность в 1960-е годы.

Музей позиционирует себя как образовательно-просветительский и научный центр, под его эгидой проводятся различные общественные мероприятия.