Изначальное значение слова viking — «вооруженный набег», так что викинги — это, прежде всего, пираты или грабители. Однако сегодня под этим термином мы понимаем всех скандинавов, живших в IX — начале XI веке, включая женщин, детей и стариков. Таким образом, мы должны различать узкий смысл древнескандинавского слова «викинг» — «грабитель» — и его более широкое современное значение.

Взаимодействие с другими народами

Страны, из которых происходили викинги, — это современные Дания, Норвегия и Швеция. Для Западной Европы эпоха викингов связана в основном с норвежцами и датчанами, а шведы были важны для русской стороны. Шведские викинги, или варяги, взаимодействовали с Финляндией и балтийскими государствами, в особенности с современной Эстонией, где у них были свои поселения, а также с современной Россией и Белоруссией.

На западе викинги общались со своими соседями, по большей части с фризами и саксами в современной Германии, а также с Францией, поскольку в то время франконцы все еще были частью Каролингской империи. Кроме них они взаимодействовали с англичанами и ирландцами. Последние, как и фризы, в основном рассматривали викингов как врагов — грабителей, разбойников; для саксов же они не были угрозой в буквальном смысле этого слова, поскольку викинги не устраивали сухопутных набегов в Саксонию. Для Каролингской империи они были просто налетчики, как североафриканские или корсиканские пираты.

Кочевая жизнь: торговля и набеги

Викинги торговали в основном рабами, поскольку работорговля была наиболее прибыльной. Из фризских источников мы знаем, что викинги совершали набеги на фризов, только чтобы захватить людей. То же самое происходило в Ирландии. Викинги предпочитали, чтобы пленных выкупали их же родственники, поскольку в таком случае они экономили на транспортировке. Если пленных не выкупали, их перевозили через многие страны, начиная с Ирландии, потом на Оркнейские острова, в Южную Данию, а затем на восток — в Балтику и империю Омейядов — мусульманскую империю на Среднем Востоке, где их продавали в качестве рабов. Это очень долгий путь, так что викингам было выгоднее, чтобы пленных выкупали родственники.

Но кроме людей были и другие товары. Например, на юг они продавали норвежские точильные камни высокого качества, каких не было в Германии. Также Скандинавия славилась своим янтарем. С юга на север шло больше товаров: в основном стекло, металл и оружие, а кроме них — вино и масло. Торговля шла вверх по течению Рейна к Северному морю. Но так как товаров на экспорт у викингов было немного, торговый дефицит они компенсировали грабежом.

Основание поселений для занятия сельским хозяйством относится к позднему этапу эпохи викингов. Известно, что в IX веке они обосновались в Германии. Также мы знаем, что викинги хотели поселиться в Нормандии в X веке и в Англии в конце IX века. В Нормандии и других регионах викинги предлагали свою военную силу: если им давали землю, они были готовы за нее защищать страну. Но нет свидетельств, что они начали выращивать сельскохозяйственные культуры с самого начала: это требовало оседлого образа жизни, а викинги в основном действовали по ситуации. С крупным рогатым скотом проще: можно было украсть несколько коров и начать разводить стадо.

Феномен эпохи викингов пытаются объяснить теорией перенаселенности Скандинавии, но она абсолютно неверна. Большая часть викингов могла оставаться дома, и у них было достаточно земли, чтобы прокормить семью, но ее не было в изобилии. Земли могло не хватать младшим сыновьям, которые не наследовали много: из-за особенности социального обустройства — первородства — все получал старший сын, по крайней мере всю землю, и в результате для младших сыновей не оставалось другого выхода, кроме как служить в армии. Это наемное трудоустройство: вы продаете свою силу тому, кто готов платить. Так викинги делали в Англии: они обещали защищать страну в обмен на землю.

Для «путешествий», помимо трудоустройства, в эпоху викингов было еще две причины. Нужно было открывать новые земли, но не ради самого открытия, а чтобы найти пригодную для возделывания землю, где можно было бы обустроиться и жить, — так было с Исландией, Фарерскими островами и Гренландией. В идеале эта земля должна была быть необитаемой, чтобы викингам не пришлось за нее бороться, но если сражаться все-таки приходилось, то их это тоже устраивало.

Вторая причина значительно отличается от первой. Существует потрясающая история о викингах, которых звали Гастинг и Бьерн. Они столько награбили в Англии и современной Франции, что решили отправиться в путешествие, просто чтобы люди потом долго о нем говорили. Путешествие не ради денег, не ради земли, но ради самого путешествия, ради истории. Это тоже очень типично для викингов: им было очень важно, чтобы люди о них говорили, так как дохристианские викинги не верили в душу, как современные люди. Они верили, что их переживут только рассказы других людей о них: саги, поэмы.

Структура общества викингов

Викинги были очень раздробленным аграрным сообществом. В Норвегии были небольшие отдельные поселения, которые изначально были объединены в сравнительно маленькие королевства. В Норвегии в 870-х годах, а в Дании в 960-х годах появились короли: в Норвегии это был Харальд Прекрасноволосый, а в Дании — Харальд Синезубый. Они силой объединили эти страны в королевства, которые мы знаем сегодня — Данию и Норвегию. В Швеции этот процесс занял больше времени, и она была объединена только в XII веке. Во время эпохи викингов — и это одно из наибольших ее достижений — появились государства, которые существуют и сегодня. Исландия тогда появилась как страна свободных земледельцев, и это до сих пор республика, даже после столетий зависимости от норвежских и датских государств. Норвегия и Дания стали королевствами в ту же эпоху. К ее концу появились не только средневековые империи: мы видим христианские государства и страны, хотя тогда они не назывались национальными государствами.

У женщин в этих обществах было особое место: нигде в Европе у них не было таких сильных позиций, как в Скандинавии. Возможно, это связано с самой эпохой викингов, поскольку мужчины на долгое время уходили, управление хозяйством и тяжелая работа ложились на женские плечи. Сильная позиция женщины отражена в скандинавском наследственном праве: вдова сохраняла все деньги и хозяйство. Это никак не было связано с христианизацией, поскольку в Скандинавии такая практика возникла немного раньше, а христианство только помогло закрепить ее юридически.

Другие законы были преимущественно региональными, пока викинги в XI веке не перешли к христианскому праву. В Норвегии было четыре разных региональных набора законов, связанных между собой, поскольку в Норвегии был один король. Эти законы были перенесены в Исландию, которая несколько раз пыталась их улучшить. Были небольшие различия между тем, как право работало в разных местах: законы не были записаны, люди их запоминали, естественным образом возникали локальные вариации. Но они все были взаимосвязаны, и в случае вышеупомянутого наследственного права большая часть из них была похожа. Еще один из принципов германского права состоял в том, что, даже если вы кого-то убили, вы не обязаны были отвечать за свое преступление смертью, а можно было заплатить определенную сумму денег в качестве компенсации и примириться с семьей. По крайней мере, в теории.

В начале эпохи викингов существовало законодательное собрание под названием тинг, где свободные мужчины выносили решения. Например, один мог обвинить другого: ты убил моего раба, ты должен за это заплатить — и группа свободных земледельцев решала, чья это вина и кому сколько следует заплатить. Тинги представляли собой судебную (решали, кто прав, а кто неправ) и законодательную власть (внесение поправок в закон: если закон больше не соответствовал целям общества, его меняли общим решением). У тингов не было исполнительной власти: если у вас была проблема, но вы не могли сами привести закон в исполнение, возможно, кто-то из вождей мог вам помочь, но только если вы заручились его поддержкой. Могло случиться так, что только король контролировал закон, и вы должны были идти и жаловаться королю, что вас незаконно обидели или у вас что-то украли.

Что касается социальной мобильности, мы знаем, что в X веке уже была аристократия: приближенные короля, например, в Дании считали, что они могли претендовать на престол. Они даже утверждали, что Ютландия была центром власти и что у них были определенные права на престол или по крайней мере на звание военачальника в более широких областях. Также были ярлы, или эрлы, которые правили более широкими областями, например сегодняшним Трёнделагом, но не хотели называть себя королями, поскольку пытались не централизоваться. И это был определенный тип знати, который, судя по всему, восходит к позднему железному веку, где мы видим социальную страту мелких вождей, у каждого из которых была армия числом около 60 человек. Все вместе они рассматривали себя как класс воинов. Они часто женились на сестрах других вождей, и из этого появилось что-то вроде отдельного класса. Он отличался от обычных свободных земледельцев, в начале эпохи викингов не играл значительной роли, однако позднее именно из этого класса произошли короли.

Христианизация

Обращение в христианство проходило сравнительно мягко. Согласно саге об Олаве Трюггвасоне, Олав путешествовал по Норвегии и заставлял земледельцев переходить в христианство под угрозой смерти, но в реальности это происходило более гуманно. Между скандинавами и христианскими Англией, Ирландией и Франкским государством была значительная разница в социальном и культурном развитии: многие датские делегации, которые приезжали в Ахен или Ингельхайм для встречи с германскими императорами, могли видеть, что христианские государства стояли на намного более высоком цивилизационном и культурном уровне — как в художественном, так и в архитектурном отношении.

В самом политеизме были определенные недостатки, в том числе то, что загробная жизнь в нем была так себе. Вы могли попасть в Вальхаллу, только если умерли с мечом в руке — а какой процент населения затрагивает этот закон? В остальных случаях загробная жизнь была неопределенной, а вот в христианстве можно было найти очень ясные ответы на все вопросы. Миссионеры объясняли: если здесь, на земле, вы были хорошим человеком, вы получите награду в загробной жизни, а если вы были плохим человеком, вы отправитесь в ад. Это была очень ясная и непохожая на остальные концепция. Вы будете жить вечно в любом случае, а не только если после вас остались хорошие истории.

Культурные достижения викингов

Есть два основных достижения викингов. Первое — техническое. Оно заключается в том, что корабли викингов были лучше, чем все остальные суда, которые были в Европе до них: на этих кораблях вы могли двигаться против ветра и плыть намного быстрее, чем на кораблях их современников. Викинги не придавали значения расстояниям. Они могли доплыть до Гренландии или вниз по русским рекам до Черного моря, что занимало недели или месяцы, и это никого не пугало. Викинги расширили наши горизонты до Северной Америки, Черного моря, Сирии, Сицилии, Южной Франции. Они были бесстрашными путешественниками: для колонизации Гренландии от Исландии отплыли 25 кораблей, только 12 или 14 прибыли, а остальные утонули в шторме, и это не было национальной катастрофой, а рассматривалось как нечто обыденное.

Второе их достижение связано с идеей, что норманны изобрели феодальную структуру общества. Мы не можем говорить о настоящей феодальной иерархии в Европе раньше, чем в X веке, и неожиданно она возникает в Нормандии и Англии. Появляется право по рождению: вы вассал, и у вас есть свой вассал — это также может быть достижением эпохи викингов, пусть и непрямым.

Письменные источники об эпохе викингов

Саги писались прапраправнуками людей эпохи викингов, через 150–200 лет после тех событий, но викинги оставили после себя рунические камни и множество поэм. Король, который совершал нечто действительно выдающееся, имел при дворе несколько поэтов, которые должны были слагать поэмы о его великих деяниях. Чем более важен был король, тем больше у него было придворных поэтов — сами короли не писали. Викинги заставляли услышать о себе, но они не писали саги сами, поскольку только с христианством к викингам пришло искусство письма (сначала на латыни), а также знание классической литературы.

Саги — это по сути исторические романы. Нельзя использовать их как достоверные источники. Хотя мы не можем реконструировать по ним факты, они говорят нам о том, что люди хотели рассказать о своих предках и какие истории их предки хотели оставить после себя. Вот почему мы находим записи о вымышленном короле Рагнаре — поскольку некоторые викинги в Англии думали: кажется, наш отец звался Рагнар из Дании, и мы должны всем пересказать все, что о нем знаем или придумали. Сага появилась позднее из этих рассказов.

Что касается рунических камней, люди писали на них: «Такой-то и такой-то поставил рунический камень после смерти его отца, который был великим человеком, великим земледельцем или великим викингом, а кто-то еще (вставить имя) вырезал руны». Когда около 1000 года викинги были христианизированы, они добавляли: «И молитесь за его душу, между прочим, если пройдете мимо этого камня». Так делали, чтобы сохранить память, чтобы сделать этих людей бессмертными — как мы ставим надгробие над могилой. Когда камня нет, когда вы не знаете, где находится могила, человека моментально забывают. Вот почему у викингов прижилось христианство, для них была важна memoria — память о людях, которая в христианстве очень сильна. Всегда будут люди, которые станут молиться за вас после вашей смерти, и вы можете даже пожертвовать деньги в монастырь, чтобы они молились за вас во веки веков. Это совпадало с мышлением викингов: люди не должны вас забывать. Христианство очень хорошо подошло к скандинавской идее памяти.

Конец эпохи викингов

Конец эпохи викингов, скорее всего, был связан с вышеупомянутыми королевствами. Их правители — герцоги Нормандии, норманны в Англии в 1066 году или короли Дании в 965 году — не были особенно рады бандам наемников, шныряющих вокруг, сжигающих и грабящих поселения, так что создание этих королевств и герцогств положило этому конец. Они защищали свои границы снаружи, они выступили войной против своих соседей, как, например, норвежские и датские короли. Культурная разница, недостатки в торговле и архитектуре больше не были так разительны, как в начале эпохи викингов, и в результате викинги потеряли импульс к развитию и вернулись к более цивилизованному способу вести войну в правильном средневековом стиле.

Это перевод статьи, а оригинальный текст можно почитать на Serious Science.