В рамках проекта «Банк знаний», созданного вместе с Корпоративным университетом Сбербанка и посвященного современным технологиям, культуролог Оксана Мороз рассказывает о том, как новые онлайн-технологии могут служить уловкам маркетологов и как пользователи реагируют на попытки применения подобных техник.

Темные паттерны (они же dark patterns), как утверждает специалист в области когнитивистики Гарри Бринул, — это такие пользовательские интерфейсы, что существуют для скрытого управления интересами и активностями пользователей. Довольно часто речь идет о махинациях с пользовательскими данными в виде, например, незаметных изменений политики конфиденциальности, условий предоставления услуг или навязывания определенных видов деятельности. В некоторых случаях наличие темных паттернов можно определить по тем или иным аффордансам, то есть свойствам цифрового объекта, с помощью которых организовано машинно-пользовательское взаимодействие. В качестве одного из примеров dark patterns Бринул приводит privacy zuckering — ситуацию, при которой пользователей искусно вовлекают в распространение большего количества персональной информации, чем они реально хотели бы публично представлять. Как несложно догадаться, свое имя этот паттерн получил по фамилии основателя социальной сети Facebook, алгоритмы которой собирают о потребителях массу данных: о местоположении, посещении сайтов, переписках и так далее. Конечно, дьявол кроется в деталях: Facebook информирует своих пользователей о политике обращения с персональной информацией, а те, в свою очередь, имеют возможность контролировать их опубличивание. Но ведь и защититься от сбора данных, организуемого в том числе с помощью темных паттернов, не всегда возможно.

Интересно, что об этических проблемах повсеместного в среде веб-дизайна использования dark patterns говорят редко — гораздо реже, нежели о технических возможностях настроить анонимизацию своего цифрового присутствия. А если подобная тема и удостаивается внимания, то в первую очередь экспертами выступают собственно разработчики ПО или маркетологи, то есть люди, заинтересованные в настройке качества дистрибуции информации и заработке на ней. Специалисты в области социогуманитарного знания в массе своей молчат. Отсутствие обсуждения проблемы со стороны экспертов, профессионально занятых изучением социальных, экономических и политических эффектов онлайн-взаимодействий, свидетельствует о следующем: в области компьютерных технологий возникают концепты, которые используются для алармистского описания неоднозначных реалий цифровой среды; опыт же по более спокойному и отстраненному изучению следствий применения наблюдаемого феномена фактически отсутствует. Возникает интересная ситуация: медиаисследователи долгие годы боролись за преодоление алармизма в описании практик создания и дистрибуции информации. И теперь, когда кажется, что разговор о манипуляторных интенциях медиасреды и цифровой среды в научном сообществе выглядит довольно маргинальным, самые актуальные реалии снова описываются с подобными, довольно опасными интонациями.

С другой стороны, и без всяких советов со стороны исследователей пользователи научились обходить правила систем, что обеспечивают их онлайн-взаимодействие. Известно, что водители, предоставляющие свои услуги посредством мобильных сервисов, активно делятся лайфхаками по искажению показаний GPS-систем с целью получения большего количества заказов. В результате возникает сообщество трикстеров, у которых представления о нормативном поведении в цифровой среде, организованной в соответствии с определенными конвенциями, расходятся с ожиданиями других потребителей шеринговых сервисов. Происходит такой сбой договоренностей внутри этого пространства предоставления микроуслуг, что экономическая система, основанная на этом пакте, сталкивается с вызовами. Правда, эта экономическая система и сама не слишком уважительно относится к пользователям. Например, раньше потребителей не ставили в известность о существовании рейтинга, который выставлялся водителями. В результате вполне платежеспособные и не сделавшие ничего дурного люди (например, привязавшие к аккаунту неверный номер телефона или ставшие жертвой ошибки геолокационных систем) сталкивались с отказом в обслуживании.

Конечно, наличие феномена dark patterns свидетельствует в пользу критики корпоративных режимов производства цифровых технологий. Но их наличие говорит и о необходимости повышения уровня цифровой грамотности пользователя, который должен иметь возможность рефлексивно и ответственно относиться к любым попыткам скрытого контроля за его действиями или направлением его желаний. В конце концов, кибероптимисты уверены: именно пользователи, умеющие корректно применять существующие технологии, могут сделать цифровую среду комфортным и толерантным пространством партиципации, шеринга и уважения к другим. Конечно, все эти настройки осуществляются в пределах заранее предложенного софта и железа, но это еще не означает, что их наличие, функционал стоит принимать за неизменную константу.