Что это: Это вертишейка — мелкая птица из отряда дятловых. Мы сняли ее вместе с орнитологом Сергеем Соловьевым в Подмосковье, на Звенигородской биостанции МГУ. Вертишейка имеет уникальную особенность: чтобы отпугнуть хищника от гнезда, она изображает змею — вертит шеей и даже немного шипит. Вероятно, хищник, столкнувшись с таким феноменом, может отпрянуть и оставить гнездо в покое. И хоть на видео она в руках, но все равно в опасной ситуации ведет себя так же.

Что об этом знает наука: Птицы по-разному защищают свои гнезда, но из птиц России только вертишейка имитирует змею. И это не единственная ее особенность. Несмотря на то что она относится к отряду дятловых, по своему образу жизни, поведению очень сильно отличается от других птиц этой группы. Во-первых, она не живет постоянно на одной и той же территории, как большинство дятловых. Это перелетная птица, зимует в Африке, как многие наши птицы из других отрядов. Во-вторых, по сравнению с другими дятлами у нее слабый хвост (она не может на него опираться), слабый клюв — она неспособна выдолбить дупло для гнезда, только выщипать его в очень трухлявом дереве, поэтому часто занимает дупла других птиц. С другой стороны, у нее морфология дятла: пальцы расположены как у всех дятлов, огромный шилообразный протыкающий язык.

Зачем мне это знать: Вертишейка была одним из первых модельных объектов, изменение численности которого связали с глобальным потеплением климата.

Вертишейка широко распространена в Евразии, в нашей стране ее можно встретить вплоть до Чукотки. В Европе в последние десятилетия XX века ее численность резко упала, и поскольку все любили привязывать любые изменения к глобальному потеплению, то и ситуацию с вертишейкой объясняли им же. Сейчас же с большой долей уверенности можно сказать, что основная причина не в климате, а в благоустройстве: леса превращаются в парки, вырубают старые, трухлявые деревья, а в оставшихся молодых и крепких вертишейка просто физически неспособна выщипать себе гнездо.

Снижение общей численности вертишейки сказалось и на населении этих птиц в Подмосковье. Были годы, когда мы не отмечали вертишейку совсем. Однако в последнее время ее численность постепенно восстанавливается. Для сохранения вертишейки нужно либо оставлять трухлявые деревья, со старыми дуплами, либо активно вешать искусственные гнездовья (дуплянки, синичники, скворечники), которые вертишейка охотно заселяет.