Люди, которые разглядывают звездное небо сквозь окуляры любительских телескопов, могут не только получать удовольствие, но и участвовать в серьезных исследованиях, получать результаты и публиковаться в крупных научных изданиях. Какой вклад любители вносят в большую астрономию, рассказывает астроном Николай Самусь.

— Какие крупные открытия случались в истории любительской астрономии?

— Очень много открытий астрономов-любителей связано с новыми звездами (это специальный астрономический термин). Они представляют собой двойные системы, состоящие из белого карлика и звезды-компаньона, светимость которых внезапно увеличивается на несколько порядков в результате взрыва вещества, перетекшего на белый карлик от звезды-компаньона и обогатившего водородом его поверхностные слои.

Одна из самых известных новых звезд — GK Persei, открытая астрономом-любителем Томасом Дэвидом Андерсоном в 1901 году. Эта звезда была сравнима по максимуму блеска с Вегой, поэтому ее видели многие. Считается, что в России ее первым наблюдал киевский любитель астрономии, 15-летний гимназист Андрей Борисяк. Он увидел невооруженным глазом очень яркий новый объект в созвездии Персея и отправил телеграмму в Петербург профессору Сергею Глазенапу, опередив профессиональных астрономов на несколько часов. Профессор сделал об этом доклад в Российском астрономическом обществе. За это открытие Борисяк был удостоен немалых почестей: Николай II подарил юноше телескоп Цейса, а Русское астрономическое общество приняло его в свои действительные члены.

Одна из наиболее ярких новых звезд последнего времени — V1500 Cygni — в 1975 году превратилась в звезду примерно второй звездной величины, став сравнимой по блеску с Полярной звездой. Среди первых двух-трех десятков ее первооткрывателей почти все были любителями. Один из них был студент, который находился в тот момент в Крымской обсерватории. Он разглядел звезду невооруженным глазом.

Астроном-любитель португалец Альфредо Перейра открыл при помощи оптического телескопа несколько ярких новых звезд в промежутке с 1999 по 2007 год. Этот феноменальный человек запомнил, как выглядят несколько бинокулярных звездных полей, в которых располагаются сотни тысяч или даже миллионы звезд, и научился видеть в них новые объекты. Открытая им в 1999 году Nova V1494 Aquilae на момент обнаружения была третьей звездной величины. Другой любитель, Томас Бопп, в июле 1995 года случайно разглядел на небе новую комету, которая на момент наблюдения была двенадцатой звездной величины — в 10 тысяч раз тусклее Полярной звезды. По распространенной версии, в этот момент астроном, у которого не было своего телескопа, наблюдал за галактиками вместе со своими друзьями и увидел в окуляре чужого телескопа световое пятнышко. В это же время комету увидел профессиональный астроном Алан Хейл, и сегодня она носит имя обоих первооткрывателей.

— Есть ощущение, что большая наука с развитием современных методов постепенно отказывается от визуальных наблюдений. Верно ли, что любители обречены быть «тротуарными астрономами» и показывать звезды прохожим в окуляры своих телескопов?

— Визуальные наблюдения все еще важная часть астрономии. Традиционно в области исследования переменных звезд вклад астрономов-любителей очень велик. Переменные звезды — это звезды, яркость которых со временем изменяется в результате происходящих на их поверхности физических процессов. Сейчас стало меньше простора для любительских изысканий: автоматические проекты уже собрали большую часть того, что можно открыть в этом поле при помощи визуальных наблюдений. В частности, космический телескоп Gaia, астрометрический проект Европейского космического агентства, главная задача которого — определение сверхточных координат, расстояний и движений звезд, в качестве побочного эффекта открыл очень много переменных звезд.

Но это не означает, что любители не могут участвовать в передовых исследованиях космоса. Помимо переменных звезд, можно открывать кометы и астероиды и отслеживать метеоры — сегодня это активная область применения сил. И если любители действительно хотят этим заниматься, они могут рассчитывать на помощь академического сообщества.

— Существует множество проектов гражданской науки, такие как проекты добровольных распределенных вычислений SETI@Home и MilkyWay@Home, в которых пользователи предоставляют вычислительные мощности своих компьютеров для обработки большого объема данных, а также Zooniverse, предполагающий активное участие волонтеров в научных исследованиях. Какие результаты были получены?

— Одним из самых интересных результатов, полученных астрономами-любителями в подобных проектах, стало открытие звезды Табби (или Бояджян — в честь одной из ведущих исследовательниц этого объекта) в рамках проекта Planet Hunters. Долгое время американский космический аппарат «Кеплер» следил за одним и тем же звездным полем. Было получено много данных. И профессиональные астрономы обратились к любителям с просьбой обработать фотометрические наблюдения и постараться выявить что-нибудь новое. В результате любители обнаружили затменную переменную звезду, изменения блеска которой были очень странными. Гипотезы по поводу звезды Бояджян доходили до совершенно фантастических: в частности, существовала версия, что инопланетная цивилизация строит вокруг нее сферу Дайсона. Но зато появилось много профессиональных публикаций, в том числе и с участием любителей.

В общем и целом такие проекты могут дать интересную информацию, но пока их результаты не произвели фурора в научном сообществе.

— Обязательно ли астроному-любителю получать соответствующее образование?

— Если он хочет стать профессионалом, это необходимо. Если это хобби, то необязательно. По моему опыту, очень много любителей астрономии среди музыкантов. Один из моих учеников — музыкант по первому образованию. Увлекшись астрономией, он заинтересовался переменными звездами, переучился на физика и защитил кандидатскую диссертацию. А уже упомянутый Андрей Борисяк, наоборот, так и не стал профессиональным астрономом, а ушел в музыку и даже написал свой учебник по игре на виолончели.

— Есть ли среди астрономов-любителей институт репутации?

— Серьезного репутационного рейтинга нет, но, как правило, если кому-то доверять нельзя, это быстро становится известно в сообществе.

Существует любительская Американская ассоциация наблюдателей переменных звезд (AAVSO). Она предоставляет сервис просмотра кривой блеска любой переменной звезды, наблюдения которых они собирают. Наблюдения присылают любители. Для некоторых звезд наблюдений мало, для других — невероятно много. Некоторые точки выпадают. Активисты AAVSO проводят проверку наблюдений по нескольким критериям. Если наблюдение не прошло проверку, его наносят на кривую другим значком.

К сожалению, нет единой организации самих любителей. Она была бы полезна.

— Можно ли заниматься астрономией дистанционно?

— Да, это распространенная практика. Я знаю высококвалифицированного любителя из Сургута, который долгие годы занимается дистанционными наблюдениями: он управлял телескопом по интернету. Сначала его телескоп стоял на площадке Специальной астрофизической обсерватории РАН на Кавказе. Сейчас он установил другой телескоп на территории горной обсерватории Государственного астрономического института имени Штернберга на Кавказе. У этого телескопа есть ПЗС-приемники, с помощью которых можно получить изображение.

— Какие привычки должен иметь астроном-любитель? Должен ли он вести дневник?

— Если это развлечение, то вряд ли требуется регулярно вести дневник наблюдений. Но тем, кто активно следит за какими-либо объектами, это будет полезно. Раньше наблюдатели переменных звезд рисовали карты, но сейчас доступно очень много качественных карт звездного неба, выполненных американскими астрономами.

— Если любитель заметил что-то интересное на звездном небе, куда он может обратиться?

— Если вы заметили какое-нибудь интересное явление или объект — комету, новую или сверхновую, то следует написать об этом в Центральное бюро астрономических телеграмм (CBAT). Эта организация определяет приоритет открытия, время открытия и окончательные названия обнаруженных объектов и явлений. Подробно прочитать о том, как сообщить об открытии, можно в специальной инструкции на сайте CBAT.

В письме обязательно нужно указать время, координаты места наблюдения (данные о высоте над уровнем моря также могут оказаться полезными), а также технические характеристики вашего оборудования и параметры экспозиции, если вы вели фотометрические наблюдения. Кроме того, необходимо описать положение объекта на небе, его видимую звездную величину и другие характеристики, которые варьируются в зависимости от обнаруженного вами объекта. Но прежде чем отправлять сообщение CBAT, необходимо убедиться, что это действительно новый объект, сверившись с различными каталогами. После проверки по следам вашего сообщения появится циркуляр Международного астрономического союза (IAUC) — уведомление, которое даст другим астрономам информацию о вашем открытии.

О метеорах и болидах следует сообщать в Fireball Data Center Международной метеорной организации (IMO). В России когда-то было активно Бюро астрономических сообщений РАН, но сегодня оно не функционирует в прежнем виде.

Некоторые научные журналы предоставляют любителям возможность публиковаться. Например, электронный журнал «Переменные звезды» (Variable Stars), редактором которого являюсь я, иногда публикует статьи любителей, и их могут увидеть профессиональные астрономы. Недавно закрылся важный журнал — Информационный бюллетень переменных звезд Международного астрономического союза (IBVS), который издавался в Будапеште. Есть множество специализированных любительских журналов, таких как Open European Journal on Variable Stars, The Journal of the AAVSO и немецкоязычный BAV Rundbrief.

Связь с профессионалами обеспечивается также через коммерческие проекты любительской астрономии, такие как «Астрофест».

— Какие книги вы бы рекомендовали любителям астрономии?

— Книг, которые четко объясняли бы, как, например, наблюдать переменные звезды, сейчас немного. Есть очень хорошая книга Владимира Цесевича «Что и как наблюдать на небе». В 2002 году издательство URSS выпустило пятое издание «Справочника любителя астрономии» Петра Куликовского под редакцией Владимира Сурдина. В нем есть много полезных сведений. Много книг написал и сам Владимир Сурдин. В 2019 году вышла книга «Многоканальная астрономия» под редакцией Анатолия Черепащука — я ее очень рекомендую.

Хорошие руководства по наблюдению разнообразных космических объектов — переменных звезд, экзопланет, Солнца — можно найти на сайте AAVSO. В частности, там есть инструкция на русском языке, как наблюдать переменные звезды визуальным способом, а также англоязычные мануалы по различным фотометрическим методам.