Радиоактивные элементы

Где заканчивается таблица Менделеева — от моря нестабильности до сверхтяжелых элементов

Сохранить в закладки
23 декабря 2020
Сохранить в закладки
Юлия Кузьмина для ПостНауки

Среди радиоактивных изотопов наблюдается четыре основных типа радиоактивного распада:

Альфа-распад — испускание ядром альфа-частицы (ядра гелия), в результате которого зарядовое число уменьшается на 2, массовое — на 4. Наблюдается у изотопов с большим массовым числом, поскольку они стремятся к стабильному состоянию и стараются сбросить как можно больше лишней «массы». На рисунке обозначены желтым цветом.

Бета-минус-распад — испускание ядром электрона и антинейтрино. Один нейтрон превращается в протон, заряд растет на 1, массовое число не меняется. Этот распад происходит в нестабильных нуклидах, у которых слишком много нейтронов, лежащих выше полосы стабильности. На рисунке обозначены синим.

Бета-плюс-распад — испускание ядром позитрона и нейтрино. Один из протонов превращается в нейтрон, зарядовое число уменьшается на 1, массовое число не меняется. Эмиссия позитронов и захват электронов находятся ниже диапазона стабильности, потому что в изотопе больше протонов, чем нейтронов. На рисунке обозначены розовым цветом.

Спонтанное деление — распад ядер с очень большой атомной массой на два осколка сопоставимой массы. Радиоактивный распад ядра атома сопровождается гамма-излучением, возникающим за счет выброса гамма-кванта во время распада атома вещества.

У ядер атомов могут существовать метастабильные возбужденные состояния с достаточно большим временем жизни. Такие нуклиды обозначают специальным образом, например америций-242m (от английского metastable).

Юлия Кузьмина для ПостНауки