Rating@Mail.ru

Что такое дислексия?

Сохранить в закладки
21791
216
Сохранить в закладки

Психолог развития Ута Фрит о том, как диагностировать дислексию, как она наследуется и как проявляется у носителей разных языков

Дислексия — это неспособность научиться читать. С первого взгляда может показаться, что ее причина — проблемы в семье, плохой учитель, плохая школа или просто ребенок не очень способный, но это не так. Существует частичное нарушение способности к обучению, при котором вы не можете научиться читать так же быстро и хорошо, как освоить другие навыки. Это очень специфическая проблема, и люди всегда относились к ней с подозрением: почему она связана именно с чтением? Ведь чтение появилось только 3000 лет назад, а всеобщая грамотность распространилась всего 100 лет назад, не больше, — даже сейчас есть неграмотные люди. Откуда взялось расстройство, связанное с особенностями мозга, влияющее только на способность к чтению?

. Но на самом деле, если вы сложите их вместе, вы не получите «кот» — это очень искусственный способ разбивать речь на звуки. В языках, где письменность неалфавитная, этой проблемы не возникает, дислексия специфична только для языков с алфавитом. Если вам тяжело соотносить отдельные звуки с буквами, то будет очень трудно научиться читать и правильно писать: для вас вся алфавитная система будет невразумительной.

Ребенок не может прочитать, например, слово «лев», и учитель пытается ему помочь и повторяет: [л], [л]. Ребенок может внезапно сказать: «Тигр!», потому что для него взаимосвязь между этими звуками и буквами настолько маленькая, что подсказка никак не поможет. Другой ребенок, возможно, услышит эту подсказку — [л] — и правильно прочитает слово «лев». Именно эта сложность лежит в основе дислексии и дает нам возможность понять, как в целом мы овладеваем речью и почему у 95% населения такой проблемы нет, а у 5% есть. Кроме того, есть спектр от тяжелой выраженности дислексии до мягкой: некоторым детям чтение и письмо даются невероятно сложно, и для овладения этими навыками им нужны годы упорного труда.

Часто люди с дислексией считают себя безнадежно глупыми и в конце-концов смиряются с этим, хотя это вовсе не обязательно так. Дислексия влияет на судьбу ребенка, часто приводит к проблемам с поведением, вынуждает бросить школу.

Если посмотреть на проблемы с выделением звуков, можно понять нейрологические основы дислексии. Для оценки этих проблем разработаны тесты фонологических навыков. С буквами алфавита соотносятся конкретные фонемы, искусственно выделенные звуки, и есть, например, такой тест: повторять недлинные, но сложные бессмысленные слова. Люди с дислексией не справляются с этой задачей. Другой тест — поменять местами первые звуки слов. Возьмем пару слов, например «лимон» и «корзина»: вам нужно поменять местами первые звуки, так что получается «кимон» и «лорзина». Для людей с дислексией это невероятно сложно, но есть и те, кто выполняет это задание, просто очень медленно.

Это очень чувствительный к сложностям с фонологическими навыками тест, и с помощью него можно диагностировать дислексию даже у тех, кто не подозревал о ее наличии, например, у взрослых, которые жалуются, что в школьные годы не были сильны в орфографии. В мозге действительно есть несколько связанных между собой областей, которые по-другому активируются, когда такие люди выполняют эти задания. Дислексия позволила нам узнать больше не столько о чтении и литературе, сколько о речи и том, как мы ее обрабатываем.

В английском языке очень интересно правописание, потому что звучание и написание слова могут мало соответствовать друг другу. Возьмем, например, слово cough («кашель»): оно пишется не «kaf», а «cough». Если вы дислексик, для вас будет огромной проблемой это запомнить. Кроме того, если у вас есть «ough», это не всегда читается как [of], иногда это может читаться как [au], так что произношение может очень сильно меняться. Вот почему в английском языке, где бы на нем ни говорили и где бы его ни изучали, дислексия всегда будет очень ярко выражена. В языках, где система правописания прозрачна и легко соотносится со звуками, дислексия намного менее очевидна.

Мы проводили исследования с носителями итальянского языка. Итальянский — прекрасный язык с очень прозрачной системой: такие слова, как Mi-la-no или sa-la-mi, состоят из пар «согласный — гласный», «согласный — гласный», и разделять их на фонемы очень просто. Поэтому дислексик-итальянец научится читать и писать намного быстрее, чем человек с таким же заболеванием, но из англоговорящей страны.

Причины дислексии как проблемы с фонологическими навыками — генетические, она очень хорошо наследуется. В той же Италии можно найти людей с этим заболеванием, хотя по описанным выше причинам у них может и не быть проблем с чтением. Но если проблем с чтением нет, стоит ли называть людей дислексиками? Основанием для этого служит наличие сложностей с чтением при помощи алфавита: даже итальянские дети с дислексией учатся читать медленнее, чем остальные. Таким образом, на то, насколько ярко выражена эта проблема, влияет культура, окружающая среда. Интересно, что биологические эффекты универсальны и не зависят от языка, а культурные разнятся: будут ли у вас проблемы с письмом и чтением или нет — зависит от вашего родного языка.

Это перевод материала нашего англоязычного издания Serious Science. Послушать оригинальную версию лекции Уты Фрит можно по ссылке. За перевод благодарим Ирину Линеву.

Над материалом работали

Читайте также

Внеси свой вклад в дело просвещения!
visa
master-card
illustration