Основные понятия из курса Сергея Карпюка по истории Древней Греции.

 

 

Афинская демократия

 

 

Демократия — власть граждан, демоса — зародилась в Афинах в конце VI века до нашей эры. До этого несколько десятилетий в Афинах правили тираны, которые приняли много законов в пользу основной массы населения, проводили активную культурную политику, противостояли аристократам. В 510 году Афины захватывают спартанцы, свергают тиранию и назначают правителем своего ставленника. Но в 508–507 годах афинские граждане восстают и изгоняют спартанский гарнизон. Афины становятся независимыми, и под руководством Клисфена с 508–507 до 500 года до нашей эры проводятся клисфеновские реформы, положившие начало демократии. Они базировались на трех основах: исономии (равенстве перед законом), исополитии (равенстве в осуществлении гражданских прав) и исегории (равных возможностях выступать в народном собрании; иногда этот термин не вполне верно переводят как «свобода слова»).

 

 

Афинский морской союз

 

 

В 478 году до нашей эры была образована Делосская симмахия (или, как ее называли по-другому, Афинский морской союз, Афинская архэ, держава) — союз, целью которого была борьба с Персией. Основную военную силу — флот — давали Афины, и поэтому Афины стали очень быстро доминировать в этом союзе. Им удалось разгромить персов при Эвримедонте в начале 460-х годов до нашей эры. После некоторого периода затишья военные действия возобновились в 455–454 годах до нашей эры, когда афинский флот попал в западню и был уничтожен персами в дельте Нила. Афиняне переносят казну Делосского союза из Делоса в Афины, продолжают войну с персами, но одерживают победу при кипрском Саламине, и в 449 году до нашей эры заключается Каллиев мир, который завершает Греко-персидские войны.

Рекомендуем по этой теме:
12727
Категория возраста в мифе

В Афинский морской союз входили прибрежные государства и острова Эгейского моря. Они были заинтересованы в контроле Афин, в морской торговле. При Перикле в 440-х годах до нашей эры строится новый афинский порт Пирей, который до сих пор является одним из крупнейших портов Средиземноморья. Афины установили очень небольшой таможенный сбор — 2%, и подавляющему большинству торговцев было выгодно использовать именно Пирей. Но афиняне стали вмешиваться во внутренние дела союзных городов, держать в них гарнизоны. Греческие города стремились отпасть от союза. К концу Пелопоннесской войны, конфликта между Афинами и Спартой, союз распался, а афиняне потерпели поражение.

 

 


Территории, входившие в Афинский морской союз

В 378 году до нашей эры Афины организуют Второй Афинский морской союз, предлагая при этом союзникам равноправные условия. И первоначально к ним присоединились многие приморские города. Но потом Афины вспомнили о своем прошлом, об Афинской архэ, и стали снова угнетать союзников. Союзники восстали и выиграли союзническую войну 357–355 годов до нашей эры. Второй Афинский морской союз распался.

 

 

Законы Клисфена

 

 

Клисфен, афинский политик VI века до нашей эры, был аристократом, но, как и некоторые другие аристократы, он решил не противостоять демосу, а возглавить его, понимая, что усиление демоса совершенно неизбежно. Его реформы заключались в усилении значения и организации деятельности народного собрания в Афинах. Оно собиралось 40 раз в год и было высшим органом власти, там могли присутствовать все граждане-афиняне. В реальности кворум при принятии самых важных решений не превышал четверти граждан. Клисфен обновил административно-избирательную систему Афин: он разделил полис на десять фил — избирательных округов, каждая фила состояла из трех частей (городского района, участка прибрежной части Аттики и бедной гористой части). Так население перемешалось, и аристократы не могли оказывать влияние на своих крестьян-соседей. Так как граждане проходили военную службу по филам, фила составляла еще и полк. Появился Совет пятисот, который действовал между заседаниями народных собраний.

 

 

Ликург

 

 

Ликург — древнеспартанский законодатель, предположительно живший в VIII веке до нашей эры. О принятых им законах до сих пор спорят историки, так как Ликург — один из главных спартанских мифов. Сейчас невозможно выяснить, насколько реален его образ. Во всяком случае, с именем Ликурга связывались те изменения в законодательстве, которые сделали Спарту уникальным в Греции «гоплитским государством». Гражданский коллектив Спарты был преобразован в общину «равных» (гомеев). Плодородные земли были поделены на 9 тысяч (по другим сведениям, на 6 или 7 тысяч) равных участков (клеров — ‘жребиев’), каждый из которых должны были обрабатывать несколько семей илотов. Половина урожая должна была отдаваться спартанцу — владельцу клера. Мужчины-граждане становились воинами и только воинами.

 

 


Статуя Ликурга во Дворце Правосудия в Брюсселе

В Спарте в необычной для Греции форме сохранилась царская власть: два царя (басилея), которые считались потомками Геракла, пользовались большим почетом, возглавляли спартанское войско во время походов, однако их функции в самой Спарте были незначительны. Вместе с 28 геронтами (старцами) они составляли герусию (совет старейшин) — орган, который играл важную роль и фактически предопределял решения народного собрания (апеллы). Апелла, на которую собирались все спартанцы, считалась высшим органом власти: она избирала должностных лиц, утверждала решения по важнейшим вопросам, например по вопросам войны и мира и другим. Чисто спартанским институтом был эфорат, появившийся несколько позже ликурговых законов. Каждый год избирались пять эфоров (наблюдателей), призванных обеспечить исполнение и неизменность ликурговых законов. Их права были столь велики, что они могли отстранять от власти даже царей.

 

 

Линейное письмо А и Б

 

 

Письменные памятники крито-микенской цивилизации разделяют на линейное письмо А и линейное письмо Б. Линейное письмо А возникло на Крите в первой половине II тысячелетия до нашей эры, оно использовалось для канцелярских целях, но расшифровать его пока не удалось. Предположительно записи сделаны на одном из индоевропейских языков, которым пользовались обитатели Крита. Линейное письмо исчезает, после того как в XV веке до нашей эры на Крит вторгаются племена ахейцев, и сменяется линейным письмом Б.

 

 


Символы линейного письма А

Линейное письмо Б использовалось для записи текстов на древнейшей разновидности греческого языка, которой пользовались в микенской Греции. В середине XX века эти тексты удалось дешифровать Майклу Вентрису. В основном это тексты бухгалтерской отчетности: о дарах, поступлениях в казну и так далее. Такие тексты позволяют восстановить социально-экономическую картину микенской цивилизации — цивилизации бронзового века в Греции во второй половине II тысячелетия до нашей эры.

 

 

Македония

 

 

Античная Македония (теперь это север Греции и территория государства Македония) до IV века до нашей эры была не очень влиятельным государством. Древние греки рассматривали ее как полугреческое-полуварварское царство. С начала IV века до нашей эры македонские цари из династии Аргеадов последовательно укрепляли свое государство, развивали его военную мощь и захватывали соседние территории, в том числе Иллирию и Фракию. В соседней Греции к середине IV века до нашей эры не было ни политического единства, ни доминирующего полиса, а были только военные конфликты, где-то одну, то другую сторону поддерживали персы. Македонский царь Филипп II вмешался в греческие дела, захватил ряд городов и в конце концов объединил греческие полисы под эгидой Коринфского союза. Но в 336 году Филипп был убит, и царем стал его сын Александр.

 

 


Шарль Лебрен. Вступление Александра в Вавилон, 1664

Он не только разбил восставшие греческие полисы, но и завоевал земли в Малой Азии, Сирии и Египте, а в 330 году захватил Персидскую державу. После этого он отправился на завоевание земель в Средней Азии и дошел до Индии, но из-за тяжелых условий, усталости и недовольства воинов был вынужден вернуться обратно. В 323 году до нашей эры, во время подготовки очередного похода, Александр заболел и скоропостижно скончался.

 

 

Олимп

 

 

Олимп — горный массив, расположенный на северо-востоке современной Греции, наиболее высокий в этой стране. Хотя на Олимпе есть три наиболее высокие вершины, в античность считалось, что есть одна священная гора Олимп, которая является обителью богов, поэтому божеств древнегреческой мифологии обычно именуют олимпийскими богами. К концу темных веков, то есть в IX–VIII веках, начинает оформляться классическая древнегреческая религия во главе с двенадцатью олимпийскими божествами, которые были наиболее почитаемыми, — шесть пар мужских и женских божеств во главе с Зевсом, богом грома и молнии, подателем дождя и снега. Его спутницей была покровительница семьи богиня Гера. Наиболее известными богами были Арес, бог-воин, богиня любви Афродита, Аполлон, бог света и покровитель искусств, и так далее.

 

 


Рафаэль. Совет богов, 1510-е

Кроме олимпийских богов были боги, которые не входили в олимпийский пантеон, но почитались греками, — это Дионис, бог экстатических плясок и виноделия, и Гермес, бог-вестник. Были герои, которых греки почитали, — дети Зевса и других богов и смертных женщин. Наиболее известный герой — это Геракл, который потом был причислен к богам. Иногда богам устраивались масштабные жертвоприношения, например так называемые гекатомбы, когда в жертву приносилась сотня быков.

 

 

Олимпийские игры

 

 

Изначально олимпийские игры были частью религиозного празднества, посвященного Зевсу. Они проводились в Олимпии, области на полуострове Пелопоннес, и не имеют отношения к горе Олимп. Игры проводились с 776 года до нашей эры и были частью цикла общегреческих состязаний. С IV века до нашей эры греки стали использовать Олимпийские игры для датировки событий (например, 3-й год 101-й Олимпиады). Олимпийские (с упором на спортивные дисциплины) и Пифийские (в Дельфах, с упором на музыкально-поэтические состязания) проводились раз в четыре года, Истмийские (недалеко от Коринфа) и Немейские (на северо-востоке Пелопоннеса) — раз в два года. Победитель во всех соревнованиях цикла назывался периодоником и пользовался наибольшим почетом и уважением.

Рекомендуем по этой теме:
8849
Другой Август

Олимпийские игры представляли собой смесь спортивных и музыкально-поэтических состязаний, религиозного праздника и торговой ярмарки. Олимпийские игры приходили посмотреть тысячи греков. Греки превозносили телесную красоту, поэтому спортивные состязания играли важную роль в Древней Греции. В каждом полисе был гимнасий — специальное место, где юноши готовились к спортивным играм. Там же обучались эфебы — юноши призывного возраста. Первой спортивной дисциплиной был бег на разные дистанции: один стадий, два стадия, длинные забеги от 7 до 24 стадиев и так далее (стадий — это греческая мера длины). Дело в том, что Олимпийские игры были посвящены не только Зевсу, но и его сыну Гераклу, известному своей мощью и высоким ростом. Согласно мифам, его рост составлял около 192 метров. Отсюда возникает первая спортивная дисциплина — двухсотметровка. К основным состязаниям греки относили также: бокс, панкратий (борьба без правил), прыжки с гантелями, пятиборье (бег, борьба, прыжки в длину, метание диска и копья); наивысшим престижем пользовались конные состязания (колесница-четверка, колесница-двойка и скачки).

 

 

Оракулы

 

 

Древнегреческая религия была неразрывно связана с полисом, и ритуалы осуществляли сами граждане. Были общегреческие святилища, наиболее известное из них — это Дельфийский оракул, который осуществлял прорицания. Оракулы — это специальные жрецы, которые оглашали предсказание божества по просьбе верующих. Особо почитались также святилище Аполлона на Делосе и храм Зевса в Додоне. Каждый греческий полис имел своего бога-покровителя, который особо почитался в данном полисе. Так, например, в Афинах и Спарте это Афина, в Аргосе — Гера и так далее.

 

 


Дельфийский оракул

В Древней Греции не было жречества как сословия или корпорации. Источником знания о богах были сочинения поэтов, творения художников и так далее. Поэтому древнегреческая религия столь стимулировала развитие искусства. Не было канона, не было запретов, и сами художники могли интерпретировать божественное.

 

 

Остракизм

 

 

Остракизм появился в Афинах в результате реформ Клисфена. Раз в год у афинского народного собрания спрашивали, есть ли, по их мнению, среди граждан кто-то, чья деятельность угрожает существующему строю. Если ответ собрания был положительным, то через 36 дней (один гражданский месяц) начиналось голосование. Каждый гражданин мог на черепке — остраконе — выцарапать или заказать писцу имя человека, которого следовало изгнать. Конечно, гражданин мог написать имя соседа, с которым он враждовал, но реально изгнанными могли быть только люди, известные всему городу, то есть политики. Тот, кто набирал большинство голосов, изгонялся из города на 10 лет и не имел права появляться в Аттике, хотя его и не лишали гражданских прав и не конфисковали имущество, а после окончания срока остракизма он мог вернуться.

 

 



 

Полис

 

 

Древнегреческие полисы — это гражданские общины, иначе говоря, города-государства. Они стали возникать на рубеже IX и VIII веков до нашей эры в Древней Греции. В каждом полисе обязательно был акрополь (верхняя часть города, крепость, куда жители полиса уходили во время вражеских нашествий) и агора (рыночная площадь, на которой торговали, а также проводили народные собрания, центр экономической и общественной жизни). Аристотель считал, что в идеальном полисе должно жить не более тысячи граждан. Гражданами считались мужчины-воины, собственники земли — территории полиса. Они считались потомками первопоселенцев, тех, кто занял эту область, или захватил насильственно, или поселился здесь. Их потомки и стали коллективными собственниками этой области.

 

Население полиса составляло обычно несколько тысяч человек: помимо граждан, в него входили свободные неграждане (пришельцы из других мест, которые обладали имущественными правами, занимались обычно торговлей и ремеслами, служили в армии) и рабы. Только граждане имели право владеть землей и участвовать в народном собрании. Античные полисы были небольшими по территории: их можно было обойти пешком, из одного полиса в другой обычно добирались так же.

 

 

Персы

 

 

С 550 по 330 год до нашей эры на территории Персии (современный Иран) и близлежащих регионов правила династия Ахеменидов. Ее правители постоянно расширяли свои владения на восток и запад, их власть простиралась от Нила до Инда. Со второй половины VI века персы столкнулись с греками, стали контролировать греческие острова и территории в Малой Азии. Эти события положили начало Греко-персидским войнам, которые продолжались полвека — с 499 по 449 год до нашей эры — и представляли собой серию сухопутных походов и морских экспедиций, иногда с перерывами в годы, но современники и потомки воспринимали их в единстве. Традиционно началом Греко-персидских войн считается восстание ионийских греков против персидского владычества в 499 году.

 

 


Держава Ахеменидов на рубеже V–IV вв. до н. э.

Персидской империи, как и любой империи древности, было присуще стремление к расширению, завоеванию новых территорий. Персидская империя и греческий полис представляли собой два пути развития: путь восточной деспотии и путь гражданской общины. Поэтому Греко-персидские войны имели всемирно-историческое значение. Но греческим полисам удалось отстоять свою независимость в этой борьбе, хотя впоследствии между ними происходили конфликты, в которые так или иначе вмешивались персы. А спустя столетие с небольшим держава Ахеменидов была уничтожена Александром Македонским.

 

 

Реформы Солона

 

 

В начале VI века Афины пытаются преодолеть кризис, вызванный расколом в обществе и обеднением значительной части населения. Древние историки пишут о том, что многие афиняне попадали в долговую кабалу и продавались в рабство за долги: им не хватало урожая до следующего года. Это вызвало раскол в обществе и привело к законам Солона. В 594 году до нашей эры афинский аристократ Солон был избран архонтом-примирителем с неограниченными полномочиями, для того чтобы как-то смягчить противоречия в обществе. Он принимает комплекс законов, главным из которых является сисахфия — стряхивание бремени, отмена долгов, лежавших на земле, то есть отмена долговой кабалы. Кроме этого, те афиняне, которые попали в долговое рабство, были освобождены, а те, кто был продан за пределы Аттики, возвращены на родину. С этого времени афинские граждане стали обладать неотъемлемым правом быть свободными, они не могли быть порабощены за долги. Это создавало основу для развития Аттики.

 

 


Г. Хонтхорст. «Солон и Крёз» (1624)

Солон привлек в Аттику много переселенцев (свободных неграждан), которых афиняне называли метеками. Это способствовало развитию ремесла и торговли, Афины становятся ремесленным центром. Есть уникальный источник VI века до нашей эры — посвящение с афинского Акрополя, где афинские ремесленники, торговцы и даже прачки посвящали богам какие-то барельефы, скульптуры и писали о том, чего они желают. Это говорит о росте самосознания афинского демоса. Этот рост самосознания и борьба внутри аристократов привели, как и в других греческих городах, к тирании. Большое значение имели социальные реформы Солона. Прежде всего, разделение граждан на четыре имущественных разряда. Критерием принадлежности к определенному разряду стал размер годового дохода, исчисляемый в сельскохозяйственных продуктах. Самые бедные (феты) не имели права занимать государственные должности и принимали участие только в работе народного собрания.

 

 

Совет пятисот

 

 

Один из высших органов власти. Был учрежден в Афинах в процессе реформ Клисфена. Иначе он назывался буле и включал по пятьдесят представителей от каждой филы. Совет действовал между заседаниями народных собраний и готовил повестку дня для этих собраний. Каждый месяц — а афинский гражданский год длился 10 месяцев — часть Совета пятисот, состоявшая из пятидесяти представителей от определенной филы, жила на агоре и занималась текущим управлением Афинами.

 

 

Спарта

 

 

Спарта была главным городом Лаконики — области в южной части Пелопоннеса. Она образовалась около 1000 года до нашей эры в результате объединения пяти поселений завоевателей-дорийцев. Порабощенное население спартанцы называли илотами по названию ахейского поселения Илос (Гелос) в Южной Лаконике. Жителей менее плодородных районов Лаконики, которые сохраняли личную свободу, спартанцы называли периэками (‘живущими рядом’). В связи с ростом населения в Спарте ощущалась нехватка плодородных земель, нарастали социальные противоречия. В итоге силы Спарты были направлены не на колонизацию заморских земель, а на завоевание Мессении — соседней области на юго-западе Пелопоннеса. После двух продолжительных войн мессенцы были побеждены и обращены в илотов. Мессенские войны потребовали мобилизации всех сил коллектива спартанских граждан и послужили толчком к принятию законов Ликурга, которые сделали Спарту уникальным в Греции «гоплитским государством».

 

 


Луиджи Муссини. Спартанский мальчик наблюдает последствия чрезмерного потребления алкоголя, 1850

С семи лет спартанцев обучали в одной большой школе по гражданской системе воспитания — агогэ. Цель обучения состояла в том, чтобы сделать их смелыми, равнодушными к боли и дисциплинированными, немногословными. В этих же школах детей обучали грамоте, для того чтобы они могли читать военные донесения. Брак разрешался по достижении двадцатилетнего возраста, но до тридцати лет мужчина должен был жить среди сверстников, навещая жену только ночью. После тридцати лет он становился полноправным гражданином. Согласно государственному устройству Спарты, в ней не было ни нуждающихся, ни богатых. Никому не разрешалось иметь золото или серебро. Женщины Спарты пользовались, по сравнению с другими греческими полисами, относительной свободой, и их жизнь не была подчинена столь жесткой регламентации, большими правами они пользовались и в семье.

 

 

Стратег

 

 

До реформ Клисфена высшими должностными лицами в Афинах считались архонты. Их было девять: глава исполнительной власти, ответственный за культ, главный военачальник и еще шесть архонтов с судебными функциями. Вместе они составляли коллегию высших должностных лиц.

По реформам Клисфена высшие должностные лица — это уже не архонты (они остаются, но играют скорее церемониальную роль), а десять стратегов. Стратег — полководец, который возглавлял и гражданские проекты. Стратегов избирали на год по одному из каждой филы, после этого они должны были отчитываться перед народным собранием, в результате их либо переизбирали, либо не переизбирали, а могли даже привлечь к суду по результатам этого отчета.

 

 

Эллинизм

 

 

Эпоха эллинизма продолжалась примерно три века — с 323 по 30 год до нашей эры. Мы называем эпохой эллинизма время интенсивного эллинско-восточного синтеза, когда смешивались цивилизация, культура, религия. Смерть Александра Македонского привела к быстрому распаду его огромной империи, которая превратилась в несколько царств, во главе которых были диадохи — военачальники Александра, губернаторы тех или иных провинций. До 301 года, до битвы при Ипсе, продолжался передел эллинистического мира, а после этого утвердились три крупнейших эллинистических государства: в Египте это государство Птолемеев; Сирия, Месопотамия, Иран — это государство Селевкидов, а также собственно Македония. Эллинистические государства постоянно воевали друг с другом, и большое значение в них имели армия и флот. Армии в основном были наемными, воинов набирали из иноземцев. В эллинистических монархиях продолжают существовать полисы и даже появлялись новые. Крупнейшие из них — Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, многочисленные Селевкии.

Рекомендуем по этой теме:
44932
Средневековый город

Эллинистические государства

Эллинистические цари давали много денег на развитие науки и культуры. Так, египетские цари из династии Птолемеев основали в Александрии библиотеку, которая в середине III века до нашей эры содержала примерно 300–400 тысяч свитков и была на то время крупнейшим книжным собранием в мире. Кроме библиотеки был основан Мусейон, откуда происходит современное слово «музей». Это огромный научно-исследовательский институт в Александрии, где были собраны ученые из Греции и эллинистического мира.

 

Эллинистические царства первоначально были очень успешны, но их экспансия была быстро прервана на востоке. Восточные территории бывшей империи Александра Македонского постепенно подпадают под власть Парфии. С запада эллинистические государства начинает теснить Римская республика. В конце концов к 30 году до нашей эры все эллинистические государства Средиземноморья подпадают под власть Рима.