Подростковый возраст — это особый период жизни человека. Раньше подростковый возраст воспринимался как промежуточный между детством и взрослостью, переходный. Сейчас, когда длительность его может быть растянута с 2–4 лет до 10–15 лет жизни человека, он все же признается самостоятельным, значимым периодом жизни человека. Именно в этом возрасте человек воспринимает мир категорично, выстраивает свои отношения, свои ценности. В этом периоде решения, принимаемые самим человеком, начинают прямо влиять на его судьбу. Быть подростком непросто, и человек учится формировать и отстаивать свое мнение, он выстраивает отношения со сверстниками, учится разрешать сложные конфликты с родителями, учится рисковать. В предлагаемых ниже фильмах режиссеры фокусируются на разных аспектах подросткового возраста. Не во всех из них именно подростки являются главными героями, но во всех из них предлагается посмотреть на мир через призму подростковых переживаний.

1

Сломленные (2012)

Режиссер: Руфус Норрис

В фильме хорошо показаны сложности, с которыми сталкивается подросток, когда он замечает несправедливость мира и других людей и протестует против этого, идеалистичность, романтизм, потребность в дружбе, а еще поступки, которые совершает человек в подростковом возрасте и за которые приходится серьезно отвечать. В фильме показаны, например, и такие особенности подросткового возраста, как эксперименты и освоение сексуальности, сепарация от родителей… Одновременно проявляется, как за хамством подростка могут скрываться любовь и ценности, как подростки разными способами, в том числе через агрессию и демонстративность, скрывая, защищая, отстаивают себя и учатся это делать, показана значимость родителей для подростков и влияние отношений в семье на них.

2

Общество мертвых поэтов (1989)

Режиссер: Питер Уир

Этот фильм выпущен достаточно давно, и он очень известен, но до сих пор сложно найти кино, в котором были бы лучше показаны такие аспекты подросткового возраста, как отношения в группе сверстников и отношения со значимым взрослым. Сложности в освоении ролей в группе, потребность в независимом от взрослых пространстве, тайном обществе (то, чем сейчас являются группы «ВКонтакте»). Ярко и ясно показаны проблемы отношений с родителями, потребности подростка во внимании и принятии, конфликты власти и трудности взросления. Роль значимого взрослого (не родителя!) как того, кто дает голос подростку, выступает ролевым образцом, помогает сформировать свою, личную систему ценностей и дает оценку принимаемым решениям, также продемонстрирована очень хорошо. В фильме можно увидеть подростковую конкуренцию, как она переживается, а также как возможность построить отношения связаны с самооценкой подростка.

Рекомендуем по этой теме:
13315
Рискованное поведение подростков
3

Влюбись в меня, если осмелишься (2003)

Режиссер: Ян Самюэль

Фильм про восприятие отношений и влюбленности в подростковом возрасте. Любовь как азартная игра, в которой нельзя показывать, что тебе больно, страшно, что тебе нужен другой. В фильме хорошо показана жестокость с близкими, готовность отвергать и рисковать самым ценным, пренебрежение к смерти. Здесь мужчина и женщина — соблазнительные и преувеличенно мужские и женственные герои, как будто подростковые фантазии о смелости, независимости и свободе реализуются в этом фильме. У героев как будто отсутствует ответственность за близких и сочувствие им, нам показывают пугающее всемогущество в манипулировании другими и пренебрежение всеми традиционными ценностями ― семьей, родителями, работой — ради отношений друг с другом.

4

Маленькая мисс Счастье (2006)

Режиссеры: Джонатан Дэйтон, Валери Фэрис

В фильме показана трансформация, переход от восприятия мира младшим школьником — такого прекрасного, в котором, если захотеть, можно стать королевой красоты, надежного и оптимистичного мира с сильными и умными взрослыми — к подростковому восприятию мира и взрослых. Субъективно такой мир становится отталкивающим и опасным, взрослые воспринимаются как слабые неудачники, а подросток и сам отвергает мир и взрослых, используя для этого идеи Ницше. Трудности и испытания, которые преодолевают герои фильма, позволяют им, принимая свои ограничения и недостатки, увидеть и использовать свои сильные стороны, а за счет этого объединиться друг с другом и обрести внутреннюю целостность. В фильме хорошо обыгрывается подростковое восприятие смерти как чего-то несуществующего, игрового и одновременно как способа сообщить о своей боли и страданиях.

Рекомендуем по этой теме:
52771
От чего зависит настроение?
5

Чамскраббер (2005)

Режиссер: Арье Позин

В этом фильме хорошо показано одиночество, отчаяние, ужас и рискованное поведение подростков в его многообразии. Показаны отношения подростков в группе, противостояние с родителями и переживание злости, грусти и бессилия. В фильме показано, как по-разному подростки адаптируются к дисфункциональной семье, как решаются на преступления, как избегают ответственности и как пугаются последствий, как теряют сочувствие к другому. В фильме через употребление наркотиков и последствия их употребления демонстрируется ощущение всемогущества, защищенности и неспособности предсказывать последствия своих действий, эгоцентризма, характерного для подросткового возраста.