Что это: Бронзовая конная статуэтка франкского короля, которого по традиции отождествляют с Карлом Великим. Уникальный памятник полнообъемной пластики эпохи каролингского возрождения. Выполнен в реалистической манере в подражание позднеантичным конным статуям императоров (прежде всего, Марка Аврелия). Всадник изготовлен около 870 года, предположительно по заказу мецского архиепископа Дрогона. В левой руке всадник держит державу, в правой, по всей видимости, должен был находиться жезл или меч (данный элемент утрачен). Фигурка лошади позднеантичного происхождения и для статуэтки использована повторно. Статуэтка изначально предназначалась для сокровищницы кафедрального собора Меца и находилась там вплоть до XVIII века. В настоящее время хранится в Музее Лувра.

Чем это интересно для науки: Современные ученые не располагают неопровержимыми доказательствами того, что статуэтка изображает именно Карла Великого. Черты портретного сходства с соответствующими изображениями на монетах (в частности, на знаменитом франкфуртском денарии 812-814 годов, который ныне хранится в коллекции Национальной библиотеки Франции) не кажутся убедительными. Хотя известное сходство с описанием внешности императора, данное его биографом Эйнхардом, который сообщает о могучем телосложении, короткой шее и пышных усах Карла, присутствует. Некоторые исследователи высказывают предположение, что это мог быть Карл Лысый, внук великого императора франков. В таком случае поводом к появлению статуэтки, вероятно, послужила коронация Карла Лысого в Меце после захвата им Лотарингского королевства в 869-870 годах.

Зачем мне это знать: В современной науке все большую поддержку находит гипотеза, согласно которой конная статуэтка представляет не конкретного правителя, а собирательный образ идеального короля франков — могучего воина, повелителя мира, который подобен великим правителям древности. В этом смысле конная статуэтка является ярким символом каролингской эпохи с ее пристальным вниманием к римскому имперскому наследию, равно политическому и художественному. Она предельно наглядно символизирует собой идею «перехода империи» (translatioimperii) от римлян к франкам — одну из ключевых в каролингской политической идеологии. Согласно этой идее, Римская империя, четвертая по счету мировая держава, сменившая Ассиро-Вавилонскую, Мидо-Персидскую и Греко-Македонскую, завершает земную историю человечества. Она началась с Первым Пришествием и закончится через тысячу лет Вторым Пришествием Христа. Она не может исчезнуть или погибнуть, но «передается» от одного народа к другому вплоть до Страшного Суда. Истоки этой традиции восходят к сочинениям Отцов Церкви. Каролинги, восстановившие империю на Западе в 800 году, полагали себя ее наследниками и хранителями.

Характерно, что конная статуэтка не просто воспроизводит позднеантичные образцы, но являет собой буквальное сопряжение римского (лошадь) и франкского (всадник) художественных элементов. А еще это, кажется, единственное дошедшее до нас изображение франкского правителя, где он представлен в образе государя-воина. Очевидно, в Меце, где располагалась родовая усыпальница Каролингов, а епископскую кафедру занимал Дрогон, дядя Карла Лысого, был актуален и востребован именно такой образ короля. Для сравнения, в художественных изображениях того же Карла, которые были изготовлены в мастерских Реймса или в Тура и отражали представления той части западнофранкского епископата, которая претендовала на моральный и политический контроль над светской властью, на первый план в качестве основных добродетелей короля выходят мотивы смирения и покаяния.