Почему младенцы способны дышать и есть одновременно? Могут ли обезьяны издавать звуки нарочно? Сколько звуков в секунду анализирует человек? На эти и другие вопросы ответила Светлана Бурлак в ходе лекции, прочитанной 28 декабря 2013 года и опубликованной на сайте культурно-просветительского центра АРХЭ.

Существует мнение, что язык — это средство для мышления, и сформировался он не для того, чтобы кому-то что-то говорить, а для того, чтобы как следует думать. В принципе, язык действительно очень хорошо помогает нам это делать. Мы можем думать о каких-то вещах, не глядя на них, не слыша, не чуя носом, а просто при помощи слов вызывая в своём мозгу нужные образы и связывая один образ с другим. Это позволяет нам не тянуться немедленно туда, куда влекут нас эмоции, а сначала подумать — и в итоге выдать более взвешенное решение.

Человеческий язык — один из компонентов основной адаптации отряда приматов — адаптации к «когнитивной нише», то есть к тому, чтобы познавать окружающий мир, понимать существующие в нём взаимосвязи и на этой основе вырабатывать оптимальные программы поведения.

Язык обладает свойством, которое я называю достраиваемостью: зная какие-то его элементы и правила их комбинирования, человек может строить новые языковые выражения. Например, даже если вы впервые слышите то или иное слово, то не затруднитесь образовать от него форму какого-нибудь творительного падежа. Вы можете произнести эту форму не потому, что слышали её когда-то раньше, а потому, что у вас есть представление о том, как эта форма должна образовываться — и вы, ни на секунду не затрудняясь, достраиваете её.

В рубрике «Лекции» мы выбираем для вас самые интересные лекции авторов ПостНауки, прочитанные ими на различных площадках, и публикуем в привычном формате. Так мы со временем соберем лучшие выступления ученых в одном месте. Чтобы посоветовать нам лекции, пишите postnauka@postnauka.ru.