В чем заключается идея автономии университета? Что отличает университет от других высших научных заведений? Почему так важна способность к научному поиску? На эти и другие вопросы ответил Виталий Куренной в ходе лекции, прочитанной 7 февраля 2013 года и опубликованной на сайте НИУ ВШЭ.

На рубеже XVIII и XIX веков происходит слом во всех областях, формируется эпоха модерна. Формируется современная система институтов в области государства, понятие «национального суверенитета», появляется современная армия и система институтов, связанных с образованием и воспитанием.

Рекомендуем по этой теме:
18346
FAQ: Эволюция университета
Первая решительная реформа университета производится Наполеоном и полностью соответствовует просвещенческой критике университетов: университет как автономная система должен быть ликвидирован. Соответственно, делается упор на утилитарное образование в рамках специализированных высших научных школ, исследования выносятся в Академию, а то, что остается от университетов, полностью подчиняется правительству и превращается в институты для подготовки чиновников и преподавателей в гимназиях и школах.

Это то, что не могла сделать абсолютистская власть в силу слабости государства. Появление современной модели государства усилило государственный аппарат. После наполеоновских воин и завоевания Европы, возникает идея создать новый университет в Берлине. Логика реформы Вильгельма фон Гумбольдта выстраивалась, исходя из двух важных обстоятельств. Первое — это давление просвещенческой критики университета. Второе — это патриотический подъем, нежелание копировать французов. Это послужило стимулом для того, чтобы предложить инновативное решение.

В рубрике «Лекции» мы будем выбирать для вас самые интересные лекции авторов ПостНауки, прочитанные ими на различных площадках, и публиковать в привычном формате. Так, мы со временем соберем лучшие выступления ученых в одном месте. Чтобы посоветовать нам лекции, пишите postnauka@postnauka.ru.