Почему ученые из некоторых европейских стран публикуются и цитируются в англоязычных журналах больше других? Как финансирование влияет на количество публикаций? Какие ресурсы находятся в распоряжении среднестатистического ученого? На эти и другие вопросы ответил Михаил Соколов в ходе лекции, прочитанной 23 июня 2010 года и опубликованной на сайте Lektorium.tv.

Контуры некоторых академических империй напоминают контуры исторических империй, которые существовали на тех же территориях. Это объясняется тем, что внутри империи начинаются институциональные диффузии: присоединенные территории копируют интитуциональную систему метрополии и в дальнейшем ориентируются на нее, транслируется язык, начинаются студенческие потоки и формируются студенческие сообщества, в которых предыдущее поколение поддерживает последующее.

Рекомендуем по этой теме:
8629
FAQ: Научные журналы
Эта система может длиться очень долго после того, как, например, исчезла политическая сила, стоявшая за ее созданием. Мы по-прежнему видим потоки студентов из постсоветских стран, которые направляются в Россию даже несмотря на то, что эффективная политика экономического стимулирования в этом направлении могла закончиться. Прошлое Британской колонии в этом смысле очень удачное для того, чтобы начать публиковаться на английском языке.

Ориентация системы среднего образования тоже имеет значение. Люди начинают учить иностранные языки в школе, и школа определяет, какие языки они начинают учить. Это имеет большое значение для того, что происходит после. Также важным является географический фактор. Обладание общими границами имеет значительную предсказательную силу в отношении того, сколько ученых из этих двух стран будут сотрудничать.

В рубрике «Лекции» мы будем выбирать для вас самые интересные лекции авторов ПостНауки, прочитанные ими на различных площадках, и публиковать в привычном формате. Так мы со временем соберем лучшие выступления ученых в одном месте. Чтобы посоветовать нам лекции, пишите postnauka@postnauka.ru.