В формате «Точка зрения» ПостНаука знакомит читателей с мнениями наших экспертов об актуальных проблемах общества, образования и науки. В новом выпуске мы попросили наших авторов высказать свою точку зрения на преподавание информатики в школе.

shen

Александр Шень

кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН (Москва), научный сотрудник LIRMM CNRS (Франция, Монпелье)

С самого начала информатика в школьном курсе — это такой топор, из которого разные люди (с большим или меньшим успехом) пытались варить суп и добавляли туда самые разные ингредиенты. Одни — в том числе инициатор школьной информатики в России, Андрей Петрович Ершов — говорили о «программировании как второй грамотности» (название статьи Ершова), надеясь, что на уроках школьники получат опыт написания небольших учебных программ. Другие считали, что программированию, пусть даже и на «игрушечных» примерах, учить (в средней школе) не надо, а нужно готовить «грамотных пользователей» существующих программных систем (чтобы не сказать «продуктов Microsoft»). Третьи говорили, что надо рассказывать в общих словах об устройстве современных информационных технологий, чтобы люди представляли, что происходит вокруг, даже если они сами реально этими технологиями не пользуются. Четвертые надеялись под названием «информатика» познакомить школьников с математическими задачами и понятиями (от двоичной системы счисления до понятия алгоритма), не входящими в традиционный курс математики, но важными и полезными. И так далее.

Все это разнообразие (и традиционную для составителей программ в Министерстве образования некомпетентность) можно наблюдать и сейчас, прежде всего в материалах ЕГЭ. Там от школьников требуется, чтобы они умели «осуществлять обход графа», «формировать для логической функции таблицу истинности (что еще можно понять) и логическую схему» (что это такое, вероятно, знают только «методисты»), «анализировать обстановку исполнителя алгоритма», «анализировать однозначность двоичного кода», и (вдруг) «определять мощность адресного пространства компьютерной сети по маске подсети в протоколе TCP/IP». Можно только гадать, с какого дуба рухнули придумавшие это — подозреваю, что была создана комиссия, запрошены наугад взятые «эксперты» и потом какой-то чудак свел их предложения в один документ. Соответственно, и задания экзамена производят диковатое впечатление (одно из них в демонстрационном варианте 2014 года начинается словами «Коле нужно с помощью электронных таблиц построить таблицу двузначных чисел от 10 до 49» — нелепа и сама потребность, и средства ее удовлетворения).

С другой стороны, если смотреть на дело цинично, то (в отличие от известного анекдота с самолетом и правительством) это «беда, но не катастрофа»: если школьники хорошо знают математику и программирование, то хороший учитель может сравнительно легко объяснить, чего от них хотят составители вариантов ЕГЭ по информатике, и они получат хорошие результаты, так что он может о ЕГЭ особенно не заботиться и учить их чему-то разумному. Важно только, чтобы ему не мешали учить тому, что ему самому нравится (будь то олимпиадное программирование или компьютерное рисование мультфильмов), и образовательное начальство в это дело не лезло. Надеюсь, что есть немало хороших школ, где так и происходит. А школьники, не интересующиеся программированием, вряд ли вообще будут сдавать этот ЕГЭ. К счастью, он необязательный.

protasov

Станислав Протасов

кандидат физико-математических наук, преподаватель Факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ

Следует отметить, что мне достаточно трудно высказываться на тему современного образования в области информатики, поскольку на уроке информатики в последний раз я был ровно 10 лет назад. Более того, влияние этих уроков на студентов я практически не фиксирую, поскольку чаще всего работаю со старшими курсами. Поэтому высказываться я буду, опираясь в большей степени на свой переосмысленный школьный опыт.

Любой изучаемый в школе предмет для любого ученика должен быть зачем-то; информатика не исключение. Для всех без исключения школьников информатика может и должна в первую очередь прививать культуру пользования современными ИКТ. То есть быть чем-то вроде «курсов компьютерной грамотности». На интуитивном уровне пользоваться компьютером и планшетом сейчас может, конечно, любой школьник. Задача школы, на мой взгляд, — сделать его общение с техникой более осознанным. «Почему этот файл не открывается на этом компьютере?», «Почему эта игра/этот фильм тут не идет?», «Как посчитать сумму в табличке?», «Почему по скайпу звонить дешевле?», «Открываю файл, а там кракозябры» — эти проблемы не должны ставить современного человека в тупик. Азы архитектуры компьютера, основы понимания операционных систем, что такое «программа», офисные пакеты, растровые, векторные и видеоредакторы. Я в школе на уроках информатики получил, кроме прочего, и эти знания, за что очень благодарен своей преподавательнице.

Рекомендуем по этой теме:
6754
Внутренняя разработка в Computer Science

Что касается специального образования для поступления в вузы, то это должно быть осознанным выбором самого учащегося. Освоение языков программирования, конструирования алгоритмов, матлогики и дискретной математики необходимо для поступления на технические специальности, и они должны преподаваться в любой школе. Но они, на мой взгляд, необщеобязательны.

tormasov

Александр Тормасов

доктор физико-математических наук, ректор Университета Иннополис, заведующий базовой кафедрой теоретической и прикладной информатики МФТИ, руководитель российского отделения IEEE

Информатика и компьютерные науки в целом — динамично развивающиеся направления, предлагающие широкие возможности для приложения своих усилий в современном мире. Направление подготовки по предмету «Информатика» является сегодня крайне востребованным в России. Перманентная нехватка квалифицированных ИТ-кадров и глобальное отставание России с точки зрения развития ИТ-технологий требуют принципиального пересмотра политики в сфере ИТ-образования. Россия должна начать готовить конкурентоспособных специалистов в сфере ИТ, способных достойно представлять российский ИТ-рынок на международной арене.

Приходится констатировать, что, несмотря на наличие немалого количества интересных ИТ-проектов и относительно высокие доходы в ИТ-области, направление подготовки «Информатика» нельзя назвать популярным среди абитуриентов. Лишь очень малое число молодых людей сдают ЕГЭ по данному направлению (около 9%). В данной связи особо релевантной представляется популяризация информатики как таковой в системе школьного образования. У школьников и их родителей отсутствует видение того, насколько актуальным направлением является информатика и какие широкие возможности открывает российский рынок труда для представителей данного направления.

Один из многих возможных способов популяризации информатики в школе — это курсы и программы обучения робототехнике, включая виртуальные системы, которыми школьники могут воспользоваться совместно. К примеру, Университетом Иннополис на сегодняшний день успешно реализуется программа SТЕМ (Центры детского технического творчества). В 2013–2014 гг. 1000 школьников г. Казани обучались по программе дополнительной подготовки по робототехнике в трех SТЕМ-центрах города. Также нами планируется расширение программы до 5000 человек во всех городах-миллионерах России.

Рекомендуем по этой теме:
9846
IT-Образование

Информатика — направление, выходящее за пределы отдельно взятого географического региона. Это область науки, обнаруживающая тесную взаимосвязь со всем миром. Кроме того, серьезное запаздывание России в ИТ-развитии порождает дополнительную необходимость в изучении мирового опыта. Поэтому изучение информатики должно уже в школе тесно переплетаться с обучением английскому языку. К примеру, при поступлении в Университет Иннополис обязательным условием является знание английского языка на уровне не ниже intermediate.

Необходимо уделять больше внимания интернационализации обучения и поискам вариантов сотрудничества с зарубежными школьниками посредством систем виртуализации. При этом будут одновременно решаться две важнейшие задачи, а именно: привлечение интереса к информатике в целом и повышение уровня интеграции в мировом образовательном процессе.

Общеизвестный факт, что направление «Информатика» крайне редко выбирается представительницами женского пола. Этот феномен должен быть преодолен. Правильное позиционирование информатики должно начинаться уже в школе. В преподавании информатики должен быть найден баланс между фундаментальной и эмпирической составляющей. Ведь информатика в современном мире, как, быть может, ни одна другая наука, не предлагает такие огромные возможности для коммерциализации исследований, трансфера технологий и т. д. Необходимо уметь донести школьникам, насколько это интересное направление, с дальнейшими возможностями для обучения по таким специальностям, как «Робототехника», «Облачные технологии», «Искусственный интеллект», «Разработка компьютерных игр» и т. д.