Зоркое сердце: история Хелен Келлер

Первой слепоглухой, которая окончила университет

Сохранить в закладки
1045
13 июля 2022
Сохранить в закладки

Сурдолог Елена Сидорова о Хелен Келлер

Хочется сделать акцент на том, что людей без слуха и без зрения надо не жалеть, а учить. Когда Хелен заболела, ее все жалели, выполняли все ее капризы. А это тупик: ты ничем не помогаешь человеку, он становится домашним тираном. Вся семья живет для того, чтобы обеспечивать его потребности, но от этого нет толку. Когда появилась Энн Салливан, которая ее учила, она перекроила эту историю. Она учила Хелен достаточно жестко, но не жестоко, и это дало результат.

 

Кроме того, если речь идет о ребенке — неважно, глухой он или слепоглухой — надо понимать, что у него нет других физических проблем. У него хорошие руки, ноги и голова, он способен учиться. И если ему в этом помочь, то он будет говорить, заниматься спортом, комфортно жить в этом мире. В этом и есть главная задача.

От водного потока к «воде»

 

Утром 5 апреля 1887 года Энн Салливан и Хелен Келлер качали воду из насоса. Энн направила струю на руку Хелен, параллельно выводя на ее ладони слово «в-о-д-а» снова и снова. Внезапно Хелен поняла: свежий поток и знаки — это одно и то же. «В тот день я выучила много новых слов. Не помню сейчас, какие именно, но твердо знаю, что среди них были: „мать“, „отец“, „сестра“, „учитель“… слова, которые заставили мир вокруг расцвести». К концу того лета Хелен знала уже более 600 слов.

 

Александр Мещеряков подверг сомнению ключевой характер «внезапного озарения» у водяного насоса, которое сама Энн Салливан считала залогом успешного обучения Хелен. «Тщательное знакомство с записями об обучении и жизни Келлер, анализ процесса работы с нею Энн Салливан противоречат такому пониманию развития психики слепоглухонемого ребенка, которое хотя бы в малейшей степени могло напоминать внезапное пробуждение сознания. В действительности психическое развитие Елены Келлер шло иным путем, а идея «внезапного пробуждения» была лишь данью точке зрения, распространенной в психологии и педагогике того времени» [7].