Микробиота: руководство по эксплуатации нового органа человека

Почему нужно беречь бактерий в своем кишечнике и как правильно это делать

Сохранить в закладки
22 июля 2021
Сохранить в закладки
Журнал: Микробиота: руководство по эксплуатации нового органа человека

Когда у детей появляется микробиота?

Ученых давно интересовал вопрос — есть ли у ребенка в утробе микробиота и в какой момент она появляется. Исследования показывают, что отдельные микробы в ЖКТ плода существуют — они попадают туда из внутриутробных источников, но ведут себя не очень активно и почти не размножаются, потому что для них там нет еды. Получается, что до рождения малыш с этой точки зрения стерилен. Зато потом начинается активное развитие микробиома. Так, в первые сутки жизни [5] новорожденных быстро растут колонии кишечной палочки и энтерококков, на вторые сутки преобладают лактобациллы, а на третьи — уже бифидобактерии.

Как изучают микробиоту?

Изучение состава кишечного микробиома — сложная задача. Наиболее качественные тесты для исследования микробиома включают в себя:

— ПЦР-системы для определения отдельных видов бактерий;

— Микробиологический метод («выращивание» бактерий «на средах», самый сложный и редко применяемый);

— Генетический метод (анализ 16-S рибосомальных РНК для широкой оценки видового разнообразия);

— Анализ метаболитов кишечного микробиома (для этого используется сложная методология масс-спектрометрии или высокоэффективной жидкостная хроматография).

Чем полезна клетчатка?

Некоторые органы пищеварения занимаются процессом детоксикации: делают опасные вещества, которые возникают в процессе жизнедеятельности или попадают в организм извне, менее опасными. Активнее всех трудится печень, она постоянно перерабатывает продукты человеческой жизнедеятельности и выбрасывает их вместе с желчью в наш кишечник. Пищевые волокна, попадающие в организм, работают как сорбент — они впитывают в себя желчь и выводят ее из организма. В среднем у человека, который ест пищевые волокна, из организма уходит 15–20% желчи. А чем больше желчи не вернулось в печень, тем больше она сделает новой. Она начнет активно использовать холестерин в крови. Если человек не ест пищевые волокна и редко ходит в туалет, этот показатель снижается до 5%. В таких условиях печень производит меньше желчи и реже перерабатывает холестерин. Потребление клетчатки также серьезно снижает риск рака кишечника.

Полезны ли пробиотики?

Следует отметить, что на рынке сегодня присутствует большое количество пробиотиков (препаратов, содержащих бактерии), но их эффективность в профилактике и лечении болезней очень невысокая или вовсе отсуствует. Это связано с тем, что бактерии в составе капсулы плохо колонизируют пространство, расположенное рядом с ворсинками кишечника. Находящиеся там бактерии образуют устойчивую к заселению новыми штаммами биологическую пленку. Поэтому, в большинстве случаев, можно говорить о том, что если простые пробиотики и работают, то только во время приема (пока они находятся в просвете кишечника, откуда удаляются естественным путем).