Терменвокс — это один из первых электромузыкальных инструментов. Он был создан в 1919–1920 годах советским изобретателем Львом Терменом. В то время энтузиасты из разных уголков планеты размышляли о том, какой должна быть музыка будущего. Их изыскания часто требовали создания новых, электронных музыкальных инструментов, которые по своим возможностям будут превосходить традиционные акустические инструменты. В 1890-х годах Таддеуш Кэхилл создал телармониум — гигантскую машину, ставшую прообразом современных электроорганов, а в 1906 году Ли де Форест изобрел аудион, или триод, — трехэлектродную лампу, которая была способна не только усиливать радиосигналы, но и издавать музыкальные звуки (на ее основе было создано так называемое аудион-пиано). Компактный и удобный, терменвокс стал наиболее известным из этих ранних электронных инструментов.

Главной особенностью терменвокса является то, что он издает звуки без физического воздействия. Звуки извлекаются посредством движения рук исполнителя в электромагнитном поле на некотором расстоянии от инструмента. Поле создают два высокочастотных генератора, спрятанных в корпусе терменвокса: один из них имеет постоянную частоту, другой — переменную. Второй генератор снабжен антенной, которая реагирует на изменения расстояния между рукой и инструментом и в итоге меняет частоту генератора. На выходе из одной частоты вычитается вторая, что дает частоту звукового диапазона.

Рекомендуем по этой теме:
12803
Теория хоррора

К этой идее Термен, работавший в Физико-техническом институте в Петрограде, пришел в 1919 году во время разработки способов измерения диэлектрической постоянной газов при различных давлениях и температурах. Пытаясь увеличить чувствительность измерительной установки, Термен заметил, что если разница между частотами двух генераторов попадает в звуковой диапазон, то сигнал можно воспринимать на слух. Установка оказалась очень чувствительной и реагировала на малейшие колебания. Окрыленный Термен собрал музыкальный инструмент и назвал его этеротоном (от ether — «эфир»). Но название не прижилось: инструмент предпочитали называть в честь изобретателя — терменвоксом (от лат. vox — «голос»).

В ноябре 1920 года Термен дал первый концерт на терменвоксе в узком кругу физиков, а два года спустя он демонстрировал инструмент в Кремле. На терменвоксе попробовал играть Ленин, которому очень понравилось изобретение: он исполнил «Жаворонка» Глинки. Вскоре терменвокс стал известен по всему миру. Термен выступал в Париже и Нью-Йорке, у него появились ученики. Термен основал в США крупную музыкальную студию, в которой бывали знаменитости, и организовал компании Teletouch и Theremin Studio. В 1938 году он решил вернуться в СССР, где был арестован и приговорен к восьми годам лагерей. Ученый работал там над созданием подслушивающих устройств и радиоуправляемых летательных аппаратов. После реабилитации в 1947 году он продолжил работу над электромузыкальными инструментами в Московской консерватории, но в 1960-х был уволен за статью о нем, опубликованную в зарубежной прессе. Несмотря на это, Термен продолжил заниматься наукой на физическом факультете МГУ, где и проработал до самой смерти. Сегодня наследие изобретателя популяризует его семья.

Классическая музыка

Изначально терменвокс воспринимался как инструмент для исполнения классической музыки. Сам Термен исполнял на нем вместе с ансамблем преимущественно произведения Баха, Грига и Вагнера. Выступления сопровождались демонстрацией новейших изобретений ученого. На Западе у Термена появилось множество учеников, играющих классику.

Киномузыка: саундтреки к научной фантастике и фильмам ужасов

Советские композиторы начали использовать терменвокс на заре звукового кинематографа: инструмент можно услышать в музыке к фильмам «Комсомол — шеф электрификации» (1932), «Подруги» (1935), «На семи ветрах» (1962). Главным исполнителем на терменвоксе в СССР был Константин Ковальский. Именно он записывал большую часть партий для советских фильмов. На своем модифицированном терменвоксе он давал концерты по всей стране, а также играл с ансамблем электромузыкальных инструментов Вячеслава Мещерина.

Изобретение терменвокса совпало с распространением радио, а вместе с ним и идеи о том, что высокие технологии способны коренным образом изменить общество. Терменвокс преподносился как прогрессивный современный инструмент, точно так же как радио знаменовало технологический прорыв в коммуникациях. Извлечение музыки прямо из воздуха выглядело фантастическим действом. Характерное плавающее, нестабильное звучание отчасти было обусловлено сложностью игры: малейшее движение руки плавно изменяло высоту на доли тона. Неудивительно, что терменвокс стал использоваться в научной фантастике.

Одним из первых примеров использования терменвокса в фантастике является радиоспектакль «Зеленый шмель» о супергерое, который боролся с преступностью.

Импульс к обширному использованию терменвокса в голливудской фантастике и хоррорах задал Альфред Хичкок, взявший для фильма «Завороженный» (англ. «Spellbound», 1945) музыку композитора Миклоша Рожа. Партию исполнил легендарный Самюэль Хоффман. Одной из отличительных черт его игры было гипертрофированное вибрато, делавшее звучание инструмента потусторонним и жутковатым. Запоминающийся саундтрек, иллюстрирующий ощущение ужаса и паранойи, принес фильму «Оскар».

Известным примером использования инструмента является саундтрек к фильму «День, когда остановилась Земля» (1951), вышедшему в разгар холодной войны и повествующему об инопланетянине, пытавшемся предотвратить гонку вооружений. А угнетающая музыка, сопровождающая начальные титры хоррора о похищении людей пришельцами «Оно пришло из далекого космоса» (1953), задает ленте мрачную атмосферу.

Инструмент начинает использоваться все обширнее в бюджетных фильмах для озвучивания космических полетов, инопланетян, вампиров и прочих мистических персонажей.

Терменвокс использовался и в советской фантастике: его можно услышать в фильме «Большое космическое путешествие» (1975). А в «Иван Васильевич меняет профессию» звуки инструмента имитируют работу машины времени.

Поп-музыка космической эры: Les Baxter & Dr Samuel Hoffman

Терменвокс играл большую роль в поп-альбомах, отметивших начало космической эры. В 1957 году был запущен первый искусственный спутник Земли. За десять лет до этого вышел альбом «Music out of the Moon» (1947) Гарри Равеля, записанный джазовым оркестром под управлением Леса Бакстера. Партию терменвокса исполнил Самюэль Хоффман. Загадочный голос инструмента, представляющий звуки космоса, контрастирует со звучанием земного человеческого оркестра, который в конце концов побеждает и доминирует над пением космических сирен.

Музыку Равеля взял с собой на Луну Нил Армстронг, что было отражено в фильме «Первый человек» (2018), в саундтреке к которому также использовался терменвокс.

В альбоме «Music for Heavenly Bodies» (1958), на обложке которого изображена обнаженная женщина над Млечным Путем, одну из ведущих партий исполнил тромбонист всемирно известного оркестра Гленна Миллера — Пол Таннер. Он сыграл на изобретенном им эмуляторе терменвокса под названием «таннерин» (или, как называли его в газетах того времени, electro-theremin). Принцип игры на таннерине исключал игру руками в воздухе: исполнитель плавно изменял частоту посредством ползунка на корпусе инструмента, который для удобства поиска нот иногда снабжали схемой клавиатуры пианино. Этот инструмент должен был заменить терменвокс в фильмах ужасов и космической музыке. Звучание таннерина идеально подходило для изображения полета астероидов и комет, однако его тембр менее насыщенный, чем у терменвокса.

Во время живых выступлений терменвокс использовал Жан-Мишель Жарр.

Терменвокс продолжает использоваться в музыке для изображения космических мотивов и сегодня.

Рок-музыка

В рок-музыке терменвокс используется преимущественно как шумовой инструмент, с помощью которого можно добиться самых разнообразных эффектов: от птичьих криков и рева мотора до ангельского пения. Так использовал инструмент Джимми Пейдж: размахивая обеими руками перед антенной (это был не сам терменвокс, а его модификация), он нагонял тревожную атмосферу, характерную для Led Zeppelin. На терменвоксе также играл Майк Шинода из Linkin Park.

В большей части популярных записей, которые часто приводятся как пример использования терменвокса, сам инструмент не фигурирует: вместо него музыканты записывают разнообразные модификации и эмуляторы, имитирующие его звучание. Например, в композиции The Beach Boys «Good Vibrations» Пол Таннер исполняет партию на таннерине.

Рекомендуем по этой теме:
10899
Функции массовой культуры

Терменвокс также использовала группа Lothar and the Hand People. Они даже объявили инструмент своим фронтменом, хотя в их музыке он по факту появлялся не так часто.

Академический авангард

Терменвокс в качестве как мелодического, так и шумового инструмента использовали представители неоклассицизма и академического авангарда.

Среди них Богуслав Мартину, Джозеф Шиллингер, Мориц Эггерт, Перси Грейнджер, Анис Фулейхан, Фазыл Сай, Эндрю Норман, Кристофер Тарноу, Калеви Ахо и Режис Кампо.

Эдгар Варез также писал музыку для терменвокса, однако впоследствии он был заменен волнами Мартено — другим электромузыкальным инструментом.

Терменвокс в космосе: «Детское послание»

В 2001 году Евпаторийский планетный радар передал к шести близлежащим звездам солнечного типа, наряду с прочей информацией, несколько композиций, исполненных на терменвоксе. Музыка вошла во вторую секцию радиопослания, иллюстрирующую эмоциональную жизнь человека. Терменвокс был выбран не из-за научно-фантастического бэкграунда. Дело в том, что его звук обладает малым количеством обертонов и спектр сигнала сосредоточен в относительно узком интервале частот, поэтому передать и принять такую информацию гораздо проще, чем запись акустического музыкального инструмента. К звездам отправился романс Е. Шашиной на слова Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», фрагмент финала 9-й симфонии Бетховена на слова оды Шиллера «К радости», фрагмент из «Времен года» Вивальди, «Лебедь» Сен-Санса, «Вокализ» Рахманинова, «Summertime» Гершвина и другие композиции.