Зачем нужен неоклассический университет? Каково воздействие культуры и образования на конкурентоспособность экономики? Что нужно сделать, чтобы высшее образование продолжало выполнять свою функцию в условиях кризиса? На эти и другие вопросы ответил Александр Аузан в ходе лекции, прочитанной 18 апреля 2013 года в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру»

Зачем нужны университеты? Первый раз этот вопрос осознанно обсуждали не тогда, когда создавали университеты (в Европе это примерно с 1088 года, если считать Болонский университет первым), а существенно позже, когда на рубеже XVIII и XIX века почти вдвое снизилось количество университетов в Европе. Обратите внимание, что тогда это был кризис, связанный с тем, что шел отказ от университетов. Сейчас это кризис, связанный с тем, что у нас очень много университетов, изобилие вроде бы высшего образования. И то, и другое вызывает желание разобраться, зачем нужны университеты.

Рекомендуем по этой теме:
8569
Прямая речь: Александр Аузан
И то, и другое вызывает желание разобраться, зачем нужны университеты. Тогда, на рубеже XVIII и XIX века, возникло три точки зрения, у истоков каждой из них стоял человек очень неординарный. Одну высказал отец политической экономии Адам Смит, вторую — Наполеон Бонапарт, а третью — Вильгельм фон Гумбольдт, который создал неоклассическую модель университета.

Научные исследования, и даже образование является средством, каналом, а университет — это учреждение, которое критическим образом создает и распространяет культуру. Именно поэтому он должен иметь моральную и интеллектуальную независимость по отношению к политической и экономической власти, реализуя свою деятельность в области исследования образования.

В рубрике «Лекции» мы будем выбирать для вас самые интересные лекции авторов ПостНауки, прочитанные ими на различных площадках, и публиковать в привычном формате. Так, мы со временем соберем лучшие выступления ученых в одном месте. Чтобы посоветовать нам лекции, пишите postnauka@postnauka.ru.