Новый год как явление берет начало из Африки. Годовой календарь появился в Древнем Египте и был связан с цикличностью природных явлений. Измерять время стали не только часами, но и месяцами. Многие обряды инициации, разнообразные состязания и другие традиции связаны с цикличностью. В некоторых странах они совпадают с европейским Новым годом. Но в древности начало нового года приходилось на конец сентября. Это было связано с разливами Нила, который затапливал прилегающие территории.

Во многих африканских регионах достаточно тяжелый, сухой климат, поэтому ритуалы призваны задобрить природу. В Эфиопии до сих пор празднуют Новый год (или Энкутаташ, что означает «подношение драгоценностей») 1 сентября. Правда, это связано не с Нилом, а с окончанием длительного сезона дождей. Там живут по необычному для нас календарю: в году тринадцать месяцев, двенадцать из которых состоят из тридцати дней, а последний — из пяти или шести в зависимости от того, високосный год или нет. В этот день люди дарят друг другу букеты желтых маргариток, символизирующих солнце. Одним из распространенных ритуалов является зажигание ели или эвкалипта — в буквальном смысле. На главной площади столицы разжигают костер, в центре которого стоит мощный ствол дерева, и, пока оно горит, люди танцуют вокруг и бьют в барабаны. Согласно поверью, упавшее обгоревшее дерево должно указать вершиной туда, где в наступающем году будет большой урожай. В Тунисе проводится фестиваль Сахары — это огромный праздник, связанный со сбором фиников, на нем устраивают верблюжьи гонки и другие состязания.

Рекомендуем по этой теме:
4692
Как появились новогодние традиции

В Африке больше распространены традиционные общества. Африканские семьи очень большие и живут все вместе большой общиной. Африканская традиция чтит духов предков: считается, что предки после смерти остаются рядом и живут порой среди нас, а значит, их нужно уважать, потому что они охраняют семью. В Африке очень много экономических проблем, порой люди живут за чертой бедности. И Новый год становится большим праздником, когда реализуются детские желания и желания женщин. Можно скопить денег и купить подарки на новогодних распродажах. Под Новый год устраивается огромное количество благотворительных акций: люди отдают свои вещи, делают подарки тем, кто в этом нуждается.

Часть ритуалов связана с формированием намерений на грядущий период, благодарением года и вступлением в новый период жизни. Например, в Судане люди совершают омовение, заходя в Нил ночью 31 декабря. Считается, что в этот день смываются все грехи и можно родиться заново, войти в новый год чистыми. В странах, граничащих с океаном, люди купаются в нем. Жители Ганы выходят на улицы перед Новым годом и начинают громко — чем громче, тем лучше — рассказывать, чем был плох уходящий год, и выплескивать свои обиды, злость, ревность. А с наступлением нового года они, наоборот, начинают его восхвалять: поют песни, пляшут, рассказывают у костра дивные истории о том, каким будет этот год и чего они от него ожидают. Обязательно взывают к предкам, благодарят их за то, что они покровительствовали в предыдущем году, и просят продолжать покровительство, обращаются к тотемным животным. Рассказы у костра могут быть связаны с традицией гриотов — уличных музыкантов, которые за подаяние рассказывают различные истории, танцуют и поют песни. По сказкам гриотов можно проследить всю историю Африки, потому что письменных источников осталось очень мало. Это своего рода каста людей, хранящих историю.

Современную интерпретацию Нового года вместе с религией в Африку принесли европейцы. Как и в Европе, в большинстве африканских стран шире празднуется не Новый год, а Рождество по католическим нормам и канонам. Сочельник приходится на 24 декабря. Вместе с праздником в Африку перекочевало множество европейских традиций. Конечно, разница в климате влияет на их воспроизведение: снега нет, оленей тоже. Поэтому люди вместо елки украшают шариками и гирляндами пальмы и акации, а вместо оленей — местных рогатых животных. Это связано в том числе и с экономической подоплекой, потому что продается множество красивых новогодних игрушек. Привозят украшения, связанные с зимней тематикой, и это, конечно, создает еще одну атмосферу праздника и волшебства. Иногда используется искусственный снег, и это кажется африканцам чем-то сказочным, потому что многие из них никогда не сталкивались с этим природным явлением. Для человека европейской традиции это выглядит забавно: жарким летом, при температуре 36 градусов, все улицы украшены гирляндами и новогодними шариками, стоят бородатые Санта-Клаусы в шортах и майках. Это тоже заимствование: в африканском фольклоре нет фигуры, аналогичной нашему Деду Морозу или Санта-Клаусу.

Конечно, Новый год в городах и деревнях сильно различается. 31 декабря городские жители собираются на главной площади и отсчитывают минуты до грядущего года, а после открывают шампанское и загадывают желания. А вот в африканских деревнях вы, конечно, не найдете шампанского, там совершенно иное понимание жизни. Коренные традиции не вяжутся с европейским Новым годом. Но сильные миграционные потоки, связанные со стремлением деревенских жителей переехать в город и обосноваться там, оказывают влияние на распространение северных традиций. Люди смотрят телевизор и перенимают европейские порядки: украшают дом, делают подарки родным и друзьям.