В проекте «КлещИ» совместно c Институтом экологической и сельскохозяйственной биологии (X-BIO) Тюменского государственного университета рассказываем, что такое клещи, чем они полезны сельскому хозяйству и почему акарология — наука будущего.

В домашней пыли обитают микроскопические клещи. Они не кусаются, а питаются отмершими частичками кожи человека. Эти клещи — одна из самых распространенных причин аллергии и астмы.

Почему клещи вызывают аллергию?

Когда человек еще не существовал, клещи домашней пыли жили в гнездах птиц. Частички кожи и перья птиц богаты кератином, и большинство животных неспособны переваривать этот белок. У группы клещей, питавшихся в гнездах, выработались сильные пищеварительные ферменты, энзимы-кератиназы, позволяющие расщеплять кератин. Возможно, кератиназы появились за счет симбиоза клещей и бактерий.

Когда люди стали строить жилища, клещи из гнезд птиц обнаружили, что они могут свободно жить в домах и питаться отмершими частичками кожи человека. Это сожительство оказалось неприятным для человека, потому что клещи, питаясь кожей, используют те же сильные энзимы, что и для переваривания кератина перьев птиц. Эти энзимы — очень сильные аллергены.

Часть пищеварительных ферментов сохраняется в фекальных частичках клещей. Эти частички очень маленькие, размером всего несколько микрометров. Они легко поднимаются в воздух, оседают на коже, попадают в легкие. Попадая на кожу или повреждая деликатные клетки в легких человека, энзимы в фекалиях клещей могут вызвать аллергическую реакцию.

Снимок с электронного микроскопа — самка клеща домашней пыли.

Пылевые клещи есть во всей квартире?

Клещи домашней пыли обычно разводятся в матрасах, подушках, мягких диванах. Человек садится на диван, и тысячи фекальных частиц поднимаются в воздух. Часто клещи живут в креслах автомобилей, и в закрытом пространстве аллергическая реакция особенно заметна.

Какие виды клещей живут в пыли?

Ученые описали более ста видов пылевых клещей, но основные возбудители аллергии — три вида: американский клещ домашней пыли (Dermatophagoides farinae), европейский клещ домашней пыли (Dermatophagoides pteronyssinus) и евроглифус (Euroglyphus maynei).

Клещи обязательно вызывают аллергию?

Аллергия на клещей домашней пыли есть не у всех, ей подвержены 5–10% людей — это зависит от иммунитета человека.

Пылевые клещи безвредны для тех, у кого нет на них аллергии?

Кроме аллергии эти клещи опасны тем, что могут попадать в еду и незаметно там размножаться. Употребление этой еды в пищу может вызвать анафилактический шок.

Клещи могут быть вредны, даже если у вас нет аллергических реакций. Если существует постоянный контакт с клещами домашней пыли, они вызывают аллергию к другим источникам. Может развиться аллергия, но не на клещей, а на что-то другое, например на пыльцу.

Какой климат благоприятен для клещей?

Клещи домашней пыли любят влажность и чаще встречаются в прибрежных городах. Именно из-за клещей в регионах с высокой влажностью больше астматиков. Клещи домашней пыли активизируются летом, когда в квартирах отключают отопление и возрастает влажность.

Пылевые клещи живут в подушках, матрасах и мягкой мебели. Чтобы избавиться от клещей, эту мебель лучше выбросить.

Как избавиться от клещей в доме?

Пытаться вытравить пылевых клещей не имеет смысла: даже если убить их всех, через несколько дней из природы могут прийти другие. Зато можно устранить места, где размножаются клещи. Если подушка набита перьями, стоит поменять ее на подушку с синтетическим наполнителем.

Нужно поддерживать низкую влажность: при относительной влажности ниже 55% клещи погибают. Какое-то время они продолжат быть аллергенными, потому что фекальные частицы и мертвые клещи остаются в пыли. Но если поддерживать низкую влажность и относительную чистоту, можно снизить численность клещей до такого уровня, что они не будут причинять вреда.