Какую роль выполняют микроорганизмы в жизнедеятельности человека? Как описываются новые виды микробов? В чем связь между общей и медицинской микробиологией? На эти и другие вопросы ответила Елизавета Бонч-Осмоловская в ходе лекции, прочитанной 8 ноября 2014 года и опубликованной на канале ВятГУ.

Если нет озонового слоя, нет атмосферы, то жесткий ультрафиолет разрушит любую ДНК, то есть клетка не выживет. А вот микробы, которые в глубине, в этих страшных черных вулканах едят водород, используют CO2 как окислитель, образуют метан. Все это есть, и больше ничего им не надо. Вода, водород, CO2 есть — все, они живы. Именно они могли запускать какие-то первичные экосистемы на Земле. Конечно, если искать на других планетах жизнь, то надо ее искать именно там, где есть гидротермальные проявления, а они на других планетах есть.

Микробы в организме человека создают барьер для патогенов. Известно, что если антибиотики убивают нормальную микрофлору, то эту микрофлору могут занять либо патогенные грибы, либо другие патогенные бактерии. Очень важен тренинг иммунной системы. Человек всю историю своего развития живет рядом с микробами, и его иммунная система к ним приспособилась. Гибель цивилизаций, куда приходила западная цивилизация, связана с тем, что аборигены не имели развитой иммунной системы, они не жили в городах. Города и скотоводство — два источника микробов, тренировки иммунной системы. Речь идет не об опасных инфекциях, а о банальных микробах, которые оказываются патогенными для людей, иммунная система которых не готова к встрече с ними.

Оказалось, что есть восьмидесятипроцентная корреляция склонности к образованию камней в почках с присутствием в кишечнике микроба по названию оксалобактер, который разрушает щавелевую кислоту. Интересно, что, когда ребенок рождается, у него нет ничего в кишечнике. Но он ползает по полу и приобретает себе микрофлору. Каким-то образом она оптимальна. Это загадка — как он приобретает именно то, что надо. У всех детей в два года есть оксалобактер. А начиная с 12 лет — уже не у всех. Не у всех образуются камни, однако корреляция есть.

В рубрике «Лекции» мы выбираем для вас самые интересные лекции авторов ПостНауки, прочитанные ими на различных площадках, и публикуем в привычном формате. Так мы со временем соберем лучшие выступления ученых в одном месте. Чтобы посоветовать нам лекции, пишите postnauka@postnauka.ru.