Перед сеансом

Посмотрите аниме 1995 года. Проникнитесь атмосферой киберпанка 1990-х годов, ожиданием прихода «сети» и ее всеобъемлющей мощи. Вспомните «бегство в киберпространство», о котором писали Гибсон и Лукьяненко.

О чем фильм

Фильм Руперта Сандерса ― это смесь первой (1995) и второй (2004) части аниме «Призрак в доспехах» с явными ссылками на шедевр анимации. Отсылки, однако, переосмысляются в обновленном мире. Явное восхищение «сетью» уступает место семейным ценностям. «Бегство в сеть» ― классическая черта киберпанка ― заменяется возвращением в семью.

Как в фильме Сандерса переосмысляется идея сознания

Сознание, рожденное Искусственным интеллектом, превращается в фильме в жертву научных экспериментов. А борьба между двумя государственными отделами становится борьбой 9-го отдела со злобной корпорацией, что больше соответствует антиглобалистским тенденциям.

В русском переводе «призрак» (читай ― сознание) называется «душой». От этого теряется связь между названием и содержанием фильма. В итоге фильм получился скорее о поиске себя, нежели о новом типе сознания ― сознании ИИ, порожденном сетью и киборгом.

Но и мультфильм, и фильм тем не менее поднимают несколько важных вопросов.

Как мы адаптируемся к ускоряющемуся технологическому прогрессу

Научно-технический и технологический прогресс постоянно привносит в нашу жизнь новые явления, не дает нам «расслабиться», выработать стереотипный паттерн мышления и использовать его хоть сколько-нибудь значительное время.

Если моя молодость ― это эпоха появления интернета и прорыва в области электронных коммуникаций, то современный мир «дышит» уже скорее не мобильными приложениями, высоконагруженными вычислениями и ИИ, но робототехникой и интерфейсами «мозг ― компьютер». Например, 3 апреля Илон Маск сделал заявление о Neurolink ― компании по созданию нейроинтерфейса «мозг ― компьютер».

Life long learning ― это необходимость текущего дня не только потому, что прогресс каждый день требует от нас освоения новых технологий, но и потому, что экспертиза только в одной области теперь неактуальна и недостаточна. С 1956 года с появлением когнитивной науки мульти- и кросс-дисциплинарность стала основным подходом к решению сложных научных задач.

Прекрасные ссылки в фильме на оригинальный мультфильм заставляют нас ставить дальнейшие вопросы о будущем нейроинтерфейсов и ИИ.

Что такое прогресс в области нейроинтерфейсов

«Интернет мозгов» ― идея о возможности объединить естественные нейронные сети в кибернетическую сеть и тем самым повысить уровень интегрированной информации, которую способен обработать как один человек, так и человечество в целом.

Однако становится возможен взлом мозга и подмена воспоминаний, так же как и взлом и заражение компьютера. Готовы ли мы к такому, почти неизбежному обороту событий? Готовы ли мы к тому времени, когда грань между роботом и человеком, симуляцией и реальным миром станет иллюзорна и почти неясна? И можно ли будет его назвать искусственным ИИ, если сеть будет объединять и мозги людей, а интеллект станет порождением общения гибридных сущностей? Можно ли считать ИИ живым?

Готовы ли мы к обществу, где люди, киборги и роботы будут жить бок о бок

Оба «Призрака в доспехах» дают неутешительный ответ: нет, не готовы. Должно прийти новое поколение, органично воспринимающее еще более разнообразную реальность кибернетического общества.

Интеллект и сознание субъектов этого общества будут сильно отличаться от текущих: возможность объединить интеллектуальные усилия приведет к все новым прорывам в области науки и технологий, но и откроет back door тем, кто не будет готов и защищен. Еще острее станут вопросы равенства возможностей интеллектуальных субъектов общества, и новому поколению придется найти ответы на эти вопросы.