Что это: На фото самец турухтана на току. Турухтан — это кулик. Он очень широко распространен в Северной Европе, Азии, его можно встретить далеко на севере, в тундре, у нас он доходит аж до Чукотки. Такой брачный окрас с роскошным воротником турухтаны приобретают до начала весенней миграции. Ток — это место, которое образуют некоторые птицы для брачных игр во время миграции или на гнездовой территории. Там самцы красуются друг перед другом, дерутся, и все это ради завоевания самок. Там же часто происходит спаривание.

Чем это интересно для науки: Брачная система турухтана — классический пример промискуитета, когда самка может спариваться со множеством самцов, а самец — со множеством самок. Соответственно, у одной самки могут быть птенцы от нескольких отцов: яйцо формируется сутки, но в течение дня половой контакт у нее может случиться несколько раз и необязательно с один и тем же партнером. После оплодотворения самец уже не имеет никакого отношения к потомству, самка сама строит гнездо и выхаживает птенцов. Вероятно, такая брачная система — одна из самых древних. Интересно, что у других куликов можно встретить полное разнообразие брачных и родительских систем: от промискуитета к полигамии (как полиандрии, так и полигинии) и далее к строгой моногамии, от выращивания потомства полностью одним партнером — либо самцом, либо самкой — к совместному равному участию обоих родителей.

Зачем мне это знать: Это история о том, что не всегда нужно быть доминантом, чтобы «преуспеть».

Среди турухтанов можно выделить три расы. Разделяют их по окраске: черные, рыжие и белые. Причем судить надо по перьям на спине, а не по цвету воротника. Белые самцы очень сильно отличаются по поведению. Черные и рыжие ревностно охраняют на току свою территорию и в случае нарушения границ яростно дерутся. Самые лучшие места занимают доминантные самцы, и среди них никогда нет белых. Белые сразу выбирают подчиненную позицию, занимают периферию, не дерутся и не красуются. Но как же они тогда завоевывают самку?

Когда я исследовал турухтанов, то подсчитал, что самцу, для того чтобы оставаться доминантом на току, нужно проводить там не меньше 16–18 часов в день, и, соответственно, на кормежку и отдых времени не остается. Поэтому время, когда он может быть доминантом, довольно ограничено — максимум 3–4 дня. Из-за того, что период спаривания довольно долгий — обычно несколько недель, за время тока разные самцы успевают побыть лидерами и передать свои гены потомству. Белые же самцы, поскольку они ни с кем не конфликтуют, находятся на току где-то 10–12 часов, то есть могут слетать поесть, тратят меньше энергии и, значит, могут продержаться там не 3–4 дня, а неделю.

Самка, когда она готова к отношениям, это всячески показывает, например приседает. И тут необязательно быть доминантом, чтобы воспользоваться моментом. Лидер в этот момент может быть занят — либо дракой, либо спариванием с другой самкой, и поэтому белые самцы очень часто успевают. Суммарно получается, что, наверное, время спаривания у самцов-доминантов и субдоминантов больше, но у белых — сравнимо, потому что они могут дольше оставаться на току.