В проекте «Любовь и материальный мир» совместно со Школой перспективных исследований Тюменского государственного университета мы рассказываем о новых рамках этического и устойчивого взаимодействия человека с нечеловеческими материями и явлениями в XXI веке.

Любовь — это естественное человеческое чувство. Но если подойти к этому академически, любовь становится определенным историческим концептом, который сформировался в Европе в Средние века. То, что понимается под любовью, в большой степени зависит от культуры. Представление о том, как это чувство формировалось в виде поведения, с приходом технологий меняется. Например, в XIX–XX веках люди писали друг другу любовные письма, а сегодня огромное количество пар живут и работают в разных городах и странах — их любовь транслируется через социальные сети. В разные века люди любили друг друга одинаково, но содержание («контент») любви всегда обрамлялось разным видением. Можно сказать, что любви как абстрактного концепта не существует, есть лишь ее проявления, а современные медиа формируют ее как определенную медиаформу.

Любовь и digital-эпоха

Различные технические, экономические и социальные аспекты нашей эпохи, такие как глобализация, простота в передвижении по миру и бесплатная телекоммуникация, меняют нашу жизнь, ощущения, понимание друг друга и социальные связи. У многих из нас есть друзья, которых мы никогда не видели, но с которыми при этом ведем активное общение через мессенджеры и социальные сети.

Рекомендуем по этой теме:
12882
Главы | Город и глобализация

С одной стороны, это позволяет людям поддерживать отношения с теми, кто живет или работает в других городах и странах. Есть возможность иметь очень близкую связь с партнером, каждый день разговаривать, слать друг другу фотографии, не всегда имея повод для разговора.

С другой стороны, появление сотен приложений для знакомств внесло некоторые трудности в традиционное понимание любви. Появился «рынок людей», а вместе с ним — возможность часто менять и выбирать партнеров. Можно встречаться с человеком и считать его интересным, но расстаться спустя четыре месяца по какой-то простой причине, чтобы найти кого-то более подходящего. Мы живем в «любовном супермаркете». Технологии, с одной стороны, позволяют нам любить лучше, чаще и находить идеального партнера. Но с другой стороны, они могут разрушать наши чувства и отношения, так как дают нам более широкий выбор.

Конкуренция как результат глобализации

Глобализация и интернет позволяют человеку увидеть мир в гораздо больших масштабах, чем раньше. Чтобы понять, как современные люди говорят о любви, необходимо провести исследования в сотнях городах мира.

Мир в результате глобализации стал более конкурентным. Если двадцать лет назад человеку, оканчивающему университет или институт, была гарантирована работа и нормальная жизнь, то сегодня это ничего не гарантирует. На первый план выходит борьба за высокие позиции в жизни и обществе. Современное поколение меньше употребляет алкоголя, меньше курит, реже влюбляется и занимается сексом. Есть люди 25–30 лет, которые не занимаются сексом совсем, так как зациклены на своей работе, карьере и не хотят тратить на это время. Они боятся потерять контроль — кого-то встретить и влюбиться.

В больших городах мира жизнь стала напряженной, конкуренция выросла, и люди не только говорят о любви по-другому, но и думают о ней гораздо меньше, чем 10–20 лет назад. Это произошло из-за того, что мир стал более глобальным, у людей появилась возможность учиться и работать в других странах. Те, кто хочет добиться успеха, вкладывают гораздо больше ресурсов и времени, чем предыдущие поколения, так как им приходится постоянно конкурировать с себе подобными. У людей нет времени заниматься любовью и чувствами, нет времени на переживания.

Описание любви в медиа

Человек ХХ века имел повседневную рациональную жизнь и периоды, когда он мог расслабиться. В традиционных культурах были распространены карнавалы, во время которых люди выходили на улицу, общество забывало про свои роли и стирало границы.

В ХХ веке было очень много изображений любви в кинематографе, живописи и литературе. Тогда смело показывали, что наше животное начало живо, в объектах культуры присутствовали сцены курения, употребления алкоголя и драк. В XXI веке проявления животного начала человека стараются показывать меньше и демонстрировать, что можно и вовсе жить без него. Может быть, на самом деле люди не такие звери, как всегда казалось всем философам?

Рекомендуем по этой теме:
15106
Любовь и материальный мир

Влияние цифровой среды на отношения между людьми

Людям кажется, что они могут разделить эффекты современных технологий, заострив свое внимание только на положительных, но, к сожалению, это невозможно. У каждой технологии есть позитивные и негативные эффекты. Например, в современных больших городах более интересная жизнь, чем в деревнях, но у людей, живущих в них, происходит стресс и выгорание. Однако технологии открывают огромное количество новых возможностей и в основном несут с собой положительные эффекты.