Rating@Mail.ru

Репрезентация любви в медиа

35045
43
Сохранить в закладки

Исследователь новых медиа Лев Манович о влиянии современных технологий на отношения между людьми, «любовном супермаркете» и изображении любви в медиа

В проекте «Любовь и материальный мир» совместно со Школой перспективных исследований Тюменского государственного университета мы рассказываем о новых рамках этического и устойчивого взаимодействия человека с нечеловеческими материями и явлениями в XXI веке.

Любовь — это естественное человеческое чувство. Но если подойти к этому академически, любовь становится определенным историческим концептом, который сформировался в Европе в Средние века. То, что понимается под любовью, в большой степени зависит от культуры. Представление о том, как это чувство формировалось в виде поведения, с приходом технологий меняется. Например, в XIX–XX веках люди писали друг другу любовные письма, а сегодня огромное количество пар живут и работают в разных городах и странах — их любовь транслируется через социальные сети. В разные века люди любили друг друга одинаково, но содержание («контент») любви всегда обрамлялось разным видением. Можно сказать, что любви как абстрактного концепта не существует, есть лишь ее проявления, а современные медиа формируют ее как определенную медиаформу.

Любовь и digital-эпоха

Различные технические, экономические и социальные аспекты нашей эпохи, такие как глобализация, простота в передвижении по миру и бесплатная телекоммуникация, меняют нашу жизнь, ощущения, понимание друг друга и социальные связи. У многих из нас есть друзья, которых мы никогда не видели, но с которыми при этом ведем активное общение через мессенджеры и социальные сети.

С одной стороны, это позволяет людям поддерживать отношения с теми, кто живет или работает в других городах и странах. Есть возможность иметь очень близкую связь с партнером, каждый день разговаривать, слать друг другу фотографии, не всегда имея повод для разговора.

С другой стороны, появление сотен приложений для знакомств внесло некоторые трудности в традиционное понимание любви. Появился «рынок людей», а вместе с ним — возможность часто менять и выбирать партнеров. Можно встречаться с человеком и считать его интересным, но расстаться спустя четыре месяца по какой-то простой причине, чтобы найти кого-то более подходящего. Мы живем в «любовном супермаркете». Технологии, с одной стороны, позволяют нам любить лучше, чаще и находить идеального партнера. Но с другой стороны, они могут разрушать наши чувства и отношения, так как дают нам более широкий выбор.

Конкуренция как результат глобализации

Глобализация и интернет позволяют человеку увидеть мир в гораздо больших масштабах, чем раньше. Чтобы понять, как современные люди говорят о любви, необходимо провести исследования в сотнях городах мира.

Мир в результате глобализации стал более конкурентным. Если двадцать лет назад человеку, оканчивающему университет или институт, была гарантирована работа и нормальная жизнь, то сегодня это ничего не гарантирует. На первый план выходит борьба за высокие позиции в жизни и обществе. Современное поколение меньше употребляет алкоголя, меньше курит, реже влюбляется и занимается сексом. Есть люди 25–30 лет, которые не занимаются сексом совсем, так как зациклены на своей работе, карьере и не хотят тратить на это время. Они боятся потерять контроль — кого-то встретить и влюбиться.

В больших городах мира жизнь стала напряженной, конкуренция выросла, и люди не только говорят о любви по-другому, но и думают о ней гораздо меньше, чем 10–20 лет назад. Это произошло из-за того, что мир стал более глобальным, у людей появилась возможность учиться и работать в других странах. Те, кто хочет добиться успеха, вкладывают гораздо больше ресурсов и времени, чем предыдущие поколения, так как им приходится постоянно конкурировать с себе подобными. У людей нет времени заниматься любовью и чувствами, нет времени на переживания.

Описание любви в медиа

Человек ХХ века имел повседневную рациональную жизнь и периоды, когда он мог расслабиться. В традиционных культурах были распространены карнавалы, во время которых люди выходили на улицу, общество забывало про свои роли и стирало границы.

В ХХ веке было очень много изображений любви в кинематографе, живописи и литературе. Тогда смело показывали, что наше животное начало живо, в объектах культуры присутствовали сцены курения, употребления алкоголя и драк. В XXI веке проявления животного начала человека стараются показывать меньше и демонстрировать, что можно и вовсе жить без него. Может быть, на самом деле люди не такие звери, как всегда казалось всем философам?

Влияние цифровой среды на отношения между людьми

Людям кажется, что они могут разделить эффекты современных технологий, заострив свое внимание только на положительных, но, к сожалению, это невозможно. У каждой технологии есть позитивные и негативные эффекты. Например, в современных больших городах более интересная жизнь, чем в деревнях, но у людей, живущих в них, происходит стресс и выгорание. Однако технологии открывают огромное количество новых возможностей и в основном несут с собой положительные эффекты.

Читайте также

Внеси свой вклад в дело просвещения!
visa
master-card
illustration