Наука о реликтовом излучении (РИ) — это область, объединяющая несколько направлений современной теоретической, наблюдательной и вычислительной астрофизики и космологии, радиоастрономии, физики элементарных частиц, математической физики, радиофизики и вычислительных методов.

Многие книги и научные статьи, посвященные исследованиям РИ, как раз объединяют эти области знаний или находятся на их пересечении.

Для тех, кто хочет познакомиться ближе с современными исследованиями в этом направлении науки, я приведу книги, относящиеся и к учебной, и к научной, и к научно-популярной литературе.

П. Д. Насельский, Д. И. Новиков, И. Д. Новиков. Реликтовое излучение Вселенной, М.: «Наука», 2003

Книга для научных сотрудников, в которой изложена современная теория возникновения реликтового излучения и подробно рассказано о механизмах генерирования первичных неоднородностей распределения материи, приведших к появлению анизотропии температуры и поляризации РИ на различных угловых масштабах. Рассмотрены различные современные направления и методы анализа

космического микроволнового фона. В книге собраны все основные данные и результаты наблюдений вплоть до запуска космической миссии НАСА WMAP. Уже в англоязычный перевод книги, вышедший после опубликования данных космической обсерватории, включена отдельная глава, посвященная результатам миссии WMAP.

Д. С. Горбунов, В. А. Рубаков. Введение в теорию ранней Вселенной, Изд-во URSS

1) «Теория горячего Большого взрыва», М.: ЛКИ, 2008;

2) «Космологические возмущения. Инфляционная теория», М.: КРАСАНД, 2010.

Учебник для студентов, аспирантов и научных сотрудников по физике ранней Вселенной. Содержит информацию о стадиях и физических процессах эволюции Вселенной в эпоху до и после Большого взрыва. В книгах изложены основы современной теоретической космологии, теории поля и физики элементарных частиц, необходимых для понимания физики ранней Вселенной. Детально рассмотрены механизмы генерирования анизотропии температуры РИ. В учебнике также приведены задачи, дающие читателю возможность проверить уровень своих знаний в этой области.

В. Н. Лукаш, Е. В. Михеева. Физическая космология, М.: ФизМатЛит, 2010

Содержание книги соответствует названию и включает изложение современной картины эволюции Вселенной, построенной по данным астрофизических наблюдений.

Описаны механизмы квантово-гравитационного рождения неоднородностей распределения вещества, приведших к появлению галактик и крупномасштабной структуры Вселенной, которые отразились и в распределении флуктуаций реликтового излучения.

Б. Е. Штерн. Прорыв за край мира. Москва, Троицк: Троицкий вариант, 2014

Научно-популярная книга для школьников и взрослых, лириков и физиков.

В книге три тематических линии, которые использует автор для популярного изложения наших знаний о Вселенной. Первое — это исторические факты развития космологии за сто лет — от Эйнштейна до последних результатов, вплоть до момента публикации книги, когда появились новые наблюдательные данные по измерению B-моды поляризации реликтового излучения в эксперименте BICEP2 на Южном полюсе, заставившие в прямом смысле вздрогнуть космологов и физиков в связи с возможностью заглянуть в первые мгновения Большого взрыва.

Изложение в виде фантастической новеллы становления науки и создания космологии гипотетических жителей подледного океана на Европе, спутнике Юпитера, — это второе. И третье — серия интервью с ведущими российскими физиками-космологами — создателями современной теории инфляции. Эта теория объясняет свойства Вселенной на гигантских масштабах физическими условиями в первые мгновения Вселенной, в эпоху ее сверхбыстрого раздувания. Интервью посвящены истории возникновения этой гипотезы, ее физическому могуществу и проблемам, с ней связанным.

Стивен Вайнберг. Первые три минуты: современный взгляд на происхождение Вселенной. Пер. с англ. под ред. с пред. и доп. акад. Я. Б. Зельдовича, М.: Энергоиздат 1981 (первая публикация: 1977 г.). Переизд., Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2000

Ставшая уже классической научно-популярная книга 1970–1980-х годов, которая не потеряла свою актуальность и по сей день. В книге приведены факты, подтверждающие модель горячей Вселенной, а также описывается история открытий, которые привели к ее построению. Читатель узнает основные этапы эволюции ранней Вселенной и физических процессов, происходивших на заре существования нашего мира. Следствием этих процессов и стало наблюдаемое сейчас реликтовое излучение — космический микроволновый фон. Читатель узнает и то, как произошло открытие РИ, и то, какие стечения обстоятельств привели к пониманию его значимости. Книга рекомендуется всем.

В заключение отмечу, что, конечно, это не все книги о реликтовом излучении, но те, что лежат на моем столе. И читателей, кому интересны самые последние результаты исследования реликтового космического микроволнового фонового излучения, отошлю, подавив свою скромность, к подробному, почти популярному обзору в журнале «Успехи физических наук» (УФН 186 3-46 (2016)) «Космологические результаты космической миссии „Планк“. Сравнение с данными экспериментов WMAP и BICEP2».