В рубрике «Что читать» эксперты ПостНауки рекомендуют самые актуальные и интересные книги из области их научных исследований. Антрополог Станислав Дробышевский рассказывает о книге профессора Университета Бирмингема Элис Робертс «Происхождение человека. Эволюция».

Популярная литература по происхождению человека — антропогенезу — на удивление немногочисленна. Это тем более странно, что тема, как показывает опыт, волнует многих, а доступную и достоверную информацию найти бывает не так просто. Большинство книг на русском языке вышли давно, их фактологическая основа во многом устарела, поменялись и многие взгляды и концепции.

Между тем открытия в антропогенезе совершаются с регулярной частотой, чуть ли не каждый год описываются новые виды древних приматов и гоминид, высказываются свежие идеи о причинах и путях их эволюции. Например, лишь с середины 1990-х годов стала известна важнейшая группа ранних австралопитеков — строго промежуточного звена между обезьяной и человеком. На заре XXI века появились первые данные по палеогенетике, ученые смогли намного больше сказать о наших родственниках — неандертальцах. Наши знания обогатились представлениями о существовании таких специфических «человечеств», как «хоббиты» и «денисовцы». Информация поступает так быстро, что популяризаторы не успевают доносить новости до широкой публики. Кроме прочего, популяризация — нелегкий труд: сложно рассказывать о костях и камнях так занимательно, чтобы далекий от антропологии человек не заскучал еще на введении.

И вот, свершилось! Для тех, кому интересно наше далекое прошлое, кто хочет получить не только свежие и надежные, но и красиво поданные сведения — вышла новая книга Элис Робертс «Происхождение человека. Эволюция». На 256 страницах автор увлекательно и доступно рассказывает нашу историю — от древнейших приматов до современности. В пяти разделах книги последовательно изложена палеонтология человека. Первая часть посвящена методам палеоантропологии, тому, как из обломков костей, камней и почти неуловимых свидетельств ученые получают информацию о прошлом. Уделено место и общим вопросам эволюции — от происхождения планеты и жизни до позднейших времен.

Во второй части повествуется о приматах, древних и современных — как о наших предках, так и о двоюродных родственниках. Человек тоже обезьяна, его место в родословной приматов в настоящее время хорошо известно, поэтому рассмотрение других представителей отряда очень важно для понимания того, почему именно мы в итоге стали разумными и почему иные родичи не достигли таких же интеллектуальных высот.

Третья часть основная, в ней рассказано о гомининах — от первых прямоходящих до современного человека. Для каждого ископаемого вида указаны распространение во времени и пространстве, особые черты, сходства и отличия от предшественников и пришедших им на смену. Австралопитеки и «ранние Homo», питекантропы и «хоббиты», неандертальцы и сапиенсы — всем нашлось место на широких страницах книги. Описаны новейшие находки и открытия из всех уголков планеты, отражены последние взгляды на их эволюционные связи и значение. Параллельно даны сведения о местонахождениях, природных условиях, в которых жили древние гоминины, их орудиях и образе жизни. Отличные фотографии ископаемых находок делают изложение предельно наглядным. Особенно впечатляют портретные реконструкции: люди, жившие тысячи и миллионы лет назад, смотрят на нас со страниц как живые. Особенно радует, что качество изображений не уступает научной добросовестности реконструкций.

В четвертой части рассмотрены проблемы, с которыми древние люди сталкивались в своем безудержном движении по континентам. Переселения совершались как в глубокой древности — почти два миллиона лет назад, — так и в современности. В ранние периоды миграции часто приводили к появлению новых разновидностей людей; позже до них доходили новые группы, они общались между собой, что вызывало новые подвижки, изменения в биологии и культуре.

Пятая часть посвящена позднейшему развитию человечества — переходу от охоты к земледелию и возникновению первых цивилизаций. Тут мы попадаем уже в царство археологии и истории. Биологические признаки отступают на второй план перед достижениями культуры — письменностью и колоссальными зданиями, искусством и духовными прорывами. Книга переведена на множество языков, и отрадно, что русский не стал исключением. Теперь и наши читатели смогут насладиться великолепным трудом по происхождению человека. Трудно говорить о нем иначе как в превосходных степенях, читателям лучше самим убедиться в этом, открывая для себя красочный мир антропогенеза. Печаль при чтении «Происхождения человека» может появиться лишь на челе других популяризаторов, поскольку превзойти эту книгу будет действительно трудно.