5 книг о динозаврах

Сохранить в закладки
Сохранить в закладки

Что читать о меловых динозаврах, современной палеонтологии и эволюционной биологии

Динозавры — это крупная и сложная группа древних животных, в которой выделяется больше 1000 видов. Чтобы познакомить вас с ними, палеонтолог Александр Аверьянов приготовил подборку книг о биологии динозавров, истории их изучения и современных методах палеонтологии.

Нейш Д., Барретт П. Динозавры. 150 000 000 лет господства на Земле. М.: Альпина нон-фикшн, 2018

Палеозоолог и специалист по меловым динозаврам и птерозаврам Даррэн Нэйш и глава отдела наук о Земле Музея естественной истории в Лондоне Пол Баррет написали популярную книгу о достижениях в изучении динозавров. От анатомии, биологии и основных групп динозавров Нейш и Баррет переходят к современным методам их изучения вроде томографии и компьютерного моделирования. В издание включены фотографии палеонтологических материалов и современных реконструкций. Это хорошая стартовая книга для более углубленного изучения. Одну из глав можно прочитать на ПостНауке уже сейчас.

Colbert E.H. Men and Dinosaurs. New York: E.P. Dutton & Co., 1968

Men and Dinosaurs — лучшая популярная книга, которая помогает понять современный прогресс в палеонтологии. В этой работе изучение динозавров показано в историческом аспекте — от их открытия в Англии Гидеоном Мантеллем до «динозавровой лихорадки» в США и Монголии. Колберт подробно рассматривает, как менялись наши знания о динозаврах по мере анализа новых находок. Биографические очерки о выдающихся палеонтологах, таких как Ричард Оуэн, Эдвард Коп, Чарлз Марш, Фридрих фон Хюне, дополнены уникальными фотографиями раскопок.

Брусатти С. Время динозавров. Новая история древних ящеров. М.: Альпина нон-фикшн, 2019

Книга выдающегося современного палеонтолога Стивена Бруссати построена аналогично книге Кольберта: обе содержат очерки о динозаврах и ученых, изучающих их. Брусатти занимается эволюционной биологией в Эдинбургском университете, специализируется на анатомии и эволюции динозавров. В этой книге он рассказывает о выдающихся современных открытиях в области палеонтологии, многие из которых были сделаны при его личном участии: Брусатти обнаружил более десятка новых видов окаменелостей позвоночных. Автор использует популярный стиль изложения, но сопровождает его ссылками на научные работы. Чтение этой книги вместе с работой Кольберта дает хорошее представление об истории изучения динозавров в прошлом и на современном этапе.

Brusatte S.L. Dinosaur Paleobiology. Oxford: Wiley-Blackwell, 2012

За последнее время накопилось огромное количество данных об особенностях биологии динозавров. Современные методы позволяют изучать их почти так же подробно, как и живых животных. Бруссати описывает, как это происходит, в своем учебнике по палеобиологии. В него включены главы по анатомии скелета и мягких частей динозавров, их локомоции, питанию, размножению, росту, физиологии, макроэволюции и вымиранию. Специальная глава посвящена методам реконструкции их исторического развития как организмов. Такое чтение потребует базовых знаний анатомии и биологии позвоночных животных.

Weishampel D.B., Dodson P., Osmólska H. (eds.). The Dinosauria. Second Edition. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 2004.

Первое издание книги вышло в 1990 году и стало крупнейшим событием в палеонтологии того времени. Лучшие специалисты включили в эту книгу свои очерки по всем группам динозавров. В The Dinosauria обобщены все данные по систематике, филогении и биологии динозавров, накопленные к началу XXI века, а также главы по распространению, тафономии, палеобиологии и вымиранию динозавров. За последние 20 лет уровень изучения динозавров фантастически возрос, поэтому фактическое содержание многих глав устарело. Тем не менее эта книга до сих пор может считаться необходимым введением в палеонтологию.