Что изображено на картинке: «На что это пятно похоже, что вы видите на этой картинке?» — такой вопрос задает исследователь респонденту, работая с тестом чернильных пятен Германа Роршаха. Рассматривая картинки теста, многие думают, что главная задача участника исследования состоит в том, чтобы отреагировать на ту или иную картинку правильно. Однако это ошибочное мнение. Поиск «правильного» ответа является неверным пониманием смысла данного теста. Безусловно, есть популярные и оригинальные ответы, но ни те ни другие не предполагают прямого сравнения с некоторым стандартом, с перечнем готовых ответов. Уникальность подобных диагностических процедур заключается в том, что, в отличие от тестов с предписанными ответами, проективные методики не сдерживают свободу тестируемого, не накладывают ограничений на его фантазию

Как же в таком случае оценивать полученный материал, можно ли рассматривать тест в качестве надежного метода, которому следует доверять? На этот вопрос обычно отвечают утвердительно, предусматривая несколько важных правил работы с тестом. Одно из них — процедура сбора данных, другое — принципы анализа результатов. 

Процедура тестирования не ограничивается одним вопросом: «Скажите, на что это пятно похоже или что изображено на картинке?» По замыслу Роршаха, основная работа с испытуемым начинается позже и состоит в обращении к нему с дополнительными вопросами (для Роршаха они были основными): «Как возник этот образ?», «Почему это именно [предположим] две кухарки?», «Что их делает кухарками?» и так далее. Опыт работы с тестом подсказал Роршаху следующее: важно не что человек видит, а как. Дополнительные вопросы проясняют, как именно возник тот или иной образ, и позволяют провести анализ полученных ответов, исходя из целого ряда показателей.

Анализ ответов — второй принцип обработки данных, существенно влияющий на их достоверность. В отличие от многих других проективных тестов, тест чернильных пятен предполагает процедуру кодирования ответов испытуемого, а именно их «перевод» на язык символов, каждый из которых, согласно Роршаху, имеет свой вес в оценке интеллектуальных, эмоциональных и других психических особенностей человека с учетом показателей нормы и отклонения от нее. Нормативные показатели были рассчитаны Роршахом и уже почти 100 лет продолжают пересматриваться и уточняться приверженцами этого подхода, которые бережно сохраняют тест в его оригинальном виде. Последователи Роршаха, например Нина Рауш де Траубенберг, очень высоко оценили его вклад в общую психологию, психологию личности, клиническую психологию и психодиагностику, осуществив серьезную и кропотливую работу, которая требовала применения творческого подхода к оценке и обоснованию данного метода, являющегося «подлинным шедевром психологического мастерства» (Рауш де Траубенберг, 2005, с. 12).  

Рекомендуем по этой теме:
15721
Эффект коктейльной вечеринки

Чем это интересно для науки: Чаще всего метод используется в клинической психологии для диагностики психологических проблем и нарушения личности. Тест Роршаха представляет собой сложный диагностический инструмент, использование которого без специального обучения, опыта работы и клинической практики не разрешается. Однако уникальность данного инструмента состоит и в том, что он применяется не только с целью решения диагностических и прикладных задач, но и в научных целях. Интерес ученых к тесту чернильных пятен объясняется необходимостью более детальной разработки проблемы проекции и проективной методологии, широко представленной в работах по психологии личности. Понятно, что это не единственная причина пристального внимания именно к тесту Роршаха. Его особенности состоят в системном, комплексном исследовании личности и в особом толковании «динамических» аспектов возникающих у испытуемого образов, в поиске связей между отклонениями и способностью к восстановлению, в обнаружении неразрывной связи между реальным и воображаемым, эмоциями и когнициями, внешним миром и внутренней организацией личности. В тесте Роршаха заложены потенциальные возможности, которые еще очень долгое время будут постигаться учеными и практиками при исследовании когнитивных, эмоциональных, поведенческих и других психологических особенностей человека в их системной организации. 

Зачем это знать: Знакомство с тестом Роршаха открывает возможности для неплоскостного исследования личности, для понимания ее многомерности, динамичности, системности. По мнению известного отечественного психолога Людмилы Анцыферовой, специалиста в области методологии психологии, психологии мышления и психологии личности, существенным в понимании личности является на первый взгляд парадоксальный факт, который состоит в том, что, чтобы измениться, нужно остаться собой и, наоборот, чтобы остаться собой, необходимо изменяться. Наиболее близкой к такому пониманию личности является методология, которой придерживался Герман Роршах. Устойчивость личности при ее крайне сложной внутренней организации с необходимостью предполагает нестатичность ее существования, склонность к изменениям при сохранении верности самой себе. Раз за разом постигая смысл теста Роршаха, мы все в большей степени понимаем то, как устроен человек, открываем разнообразие его индивидуальных проявлений, которые, однако, в норме и патологии имеют законосообразный характер, подтверждающий более чем полуторавековой вывод о том, что психология — это наука.