Многие организмы размножаются бесполым путем, и на первый взгляд кажется, что это гораздо более эффективный способ, чем половое размножение, ведь при наличии второго пола половина ресурсов тратится на поддержание жизнедеятельности его представителей, а поиск партнера существенно замедляет репродукцию. Рассказываем, для чего организмам нужен секс.

Табу на инцест есть не только у людей

Зигмунд Фрейд и Клод Леви-Стросс полагали, что табу на инцест представляет собой культурный конструкт, свойственный только людям. Однако близкородственное скрещивание повышает частоту проявления мутаций, поэтому биологи уверены, что естественный отбор располагает механизмами, ограничивающими скрещивание между близкими родственниками. Одним из таких механизмов является переселение потомства на новые территории. Как правило, уходят самцы, а молодые самки остаются на месте. Для многих традиционных человеческих обществ, напротив, характерна ситуация, когда женщины, выходя замуж, покидают родительский дом. Культурные табу на инцест являются дополнительным сдерживающим фактором. Еще одной преградой является взаимное сексуальное отторжение у людей противоположного пола, выросших в одной семье. Эти социальные механизмы избегания инбридинга могли понадобиться потому, что социальная организация и половые связи у человека стали гораздо более гибкими, чем у других приматов.

Как животные избегают инбридинга

Половое размножение нужно, чтобы застраховаться от мутаций

В 1950-х годах американский генетик Герман Мёллер предположил, что половое размножение приносит пользу популяции. В ходе бесполого размножения нуклеиновые кислоты копируются с ошибками — мутациями. Мелкие мутации накапливаются с каждым поколением, что приводит к заметным дефектам, и, если в популяции погибнет носитель хороших генов, это приведет к вымиранию организмов. Половое размножение создает эффективные комбинации из родительских геномов, и приспособленность потомства к окружающей среде повышается. В 1976 году в Индиане из-за засухи пересохли водоемы, где обитали рыбы-пецилиопсисы. В одном из прудов выжило лишь несколько особей с низким уровнем генетического разнообразия: их потомство болело. Ученые запустили в пруд нескольких новых особей, и у рыб появились здоровые мальки.

Принятие решений у животных
Зачем нужен секс

Полов всего два из-за бинарного деления клеток

В основе идеи полового размножения лежит гомологичная рекомбинация: две похожие молекулы ДНК обмениваются участками. При митозе, наиболее распространенном способе репродукции клеток, содержащих ядро, каждая хромосома удваивается, а материнская клетка разделяется на две дочерние. Мейоз — процесс, в ходе которого образуются половые клетки животных и споры растений, содержащие половинный набор хромосом, — развился на основе митоза. Поэтому в обмене генетическим материалом всегда участвуют двое партнеров, а не трое.

И у самцов, и у самок половым размножением занимается передний гипоталамус. Важную роль в работе переднего гипоталамуса у самцов и мужчин играют андрогены — половые гормоны, которые выделяются семенниками и надпочечниками. Женским половым гормоном считается эстроген, выделяющийся в яичниках. В организмах мужчин и женщин, помимо основных гормонов, в небольших количествах присутствуют также гормоны, присущие противоположному полу. С точки зрения обыденного поведения животных половой контакт — нестандартное событие. Мозг переформатирует программы, связанные с безопасностью и пищевым поведением. Чтобы половое поведение запустилось, необходим не только гормональный фон, но и внешние стимулы: звуковые, визуальные и тактильные сигналы, а также феромоны — продукты внешней секреции, отвечающие за химическую коммуникацию. Чтобы потомство было жизнеспособным, самке необходимо выбрать самца с самыми лучшими генами. В ходе ухаживаний или турниров самцы демонстрируют свои преимущества: силу, ловкость, яркое оперение или сложную песню. Все эти сигналы передаются в передний гипоталамус самки.

5 книг о политике секса
Половое размножение: преимущества и недостатки

Половые органы людей приспособлены к моногамии

Ученые говорят о связи размеров семенников с типом спариваний. У приматов, живущих многосамцовыми группами, таких как макаки, павианы и шимпанзе, размеры семенников большие относительно размеров тела, в то время как виды, живущие группами с одним самцом, имеют небольшие семенники. Человеческие яички также невелики, и это означает, что люди приспособлены к системе, в которой у женщины есть только один половой партнер. Приматы, живущие группами с промискуитетом и конкуренцией сперматозоидов, имеют короткий семявыносящий проток с мощной мускулатурой, а у мужчин этот проток длинный, и его мускулатура развита умеренно. То же самое касается женских половых органов: у самок, живущих многосамцовыми группами, длинные яйцеводы предназначены для активной конкуренции сперматозоидов, в то время как у женщин и у самок видов, живущих группами с одним самцом, яйцеводы относительно короткие. Эти данные указывают на то, что и мужские, и женские половые органы не предназначены для активного соревнования сперматозоидов, хотя есть свидетельства, что на каком-то этапе нашей эволюции между мужчинами могла существовать некоторая конкуренция за оплодотворение одной и той же партнерши. Расширение головки полового члена, в частности, могло помогать вычерпывать сперму предыдущих партнеров из влагалища и тем самым увеличивать шансы собственных сперматозоидов на достижение цели.

О репродуктивном поведении людей

Обезьяны и дельфины получают удовольствие от секса

Для некоторых животных, таких как дельфины и человекообразные обезьяны, секс является не только способом размножения, но и источником удовольствия. Среди обезьян наиболее сексуально активны малые шимпанзе, бонобо, в чьих сообществах нет агрессии и явного доминирования самцов: они практикуют не только гетеросексуальные, но и гомосексуальные отношения, а также мастурбацию и стимуляцию гениталий других особей. Физическая близость позволяет улучшить отношения в сообществе и снять избыточный стресс.

О полигамии у шимпанзе и роли мужского мозга в размножении