Что это: О гетерохромии принято говорить, если у человека или особи животного глаза разного цвета: например, один голубой, а другой — карий. Глаза — парный орган, и, по идее, генетически заложен один цвет, который передается по наследству. Темный цвет — доминантный, а если оба родителя светлоглазые, то и потомство будет светлоглазым.

Однако не все так просто. Цвет глаз определяется работой полутора десятков генов, и от того, как они будут работать в конкретных клетках конкретного организма, зависит и цвет глаз. Если, например, доминантная аллель одного из родителей не будет работать в одном глазу из-за мутации в каком-то из полутора десятков генов, то проявится рецессивная, светлая аллель. Кроме мутаций свой вклад может давать и эпигенетика, которая контролирует работу генов в специализированных тканях. И если случайным образом при формировании второго глаза доминантный ген оказался молчащим, потому что эпигенетические события, например метилирование ДНК, его инактивировали, то проявится другая аллель, которая была рецессивной и не должна была работать. И она как раз проявится в виде светлого глаза. Как мутации в генах, так и эпигенетический контроль может наследоваться. Бывает гетерохромия приобретенная — например, после сильного воспалительного процесса в одном глазу.

Чем это интересно для науки: Нельзя с уверенностью сказать, что от гетерохромии есть какая-то польза, но и вреда для зрения от нее нет. По статистике, гетерохромия чаще возникает у женщин, чем у мужчин. Явной связи с полом пока не выявлено, но не исключено, что случайным образом гетерохромия может оказаться связанной с другими эпигенетическими событиями дозовой компенсации в женском организме. Поскольку у женщины две X-хромосомы, то, если эти X-хромосомы будут работать в каждой клетке взрослого женского организма, это приведет к необратимым патологиям. Поэтому на самых ранних этапах развития, на стадии примерно ста клеток, происходит случайная инактивация одной из X-хромосом в каждой клетке. В одной инактивируется материнская, в другой — отцовская. При дальнейшем делении клеток это наследуется.

20416
5 мифов о клонировании

Если по каким-то причинам гены, связанные с цветом глаз, подверглись действию этого механизма, то это приведет к тому, что глаза будут разного цвета. Несомненно, это является интересным объектом для изучения. Сегодня очень много внимания уделяется эпигенетике, поскольку именно она осуществляет наследуемую связь между нашими генами и окружающей средой. Проявлений эпигенетического наследования довольно много, но на уровне целого организма они находят подтверждение только сейчас. Например, в 2014 году было опубликовано исследование, из которого следовало, что если женщины во время ранних сроков беременности и зачатия недополучали продуктов питания (в определенных африканских районах наблюдался голод), то это весьма системно сказывалось на метилировании ДНК детей. Как эти изменения скажутся на жизни этих детей, еще не известно, поскольку они родились только несколько лет назад.

Зачем мне об этом знать: Важно понимать, что на самом деле далеко не все определяется конкретными генами. Значение имеет то, как гены отдельного индивидуума взаимодействуют с окружающей средой. Кроме того, поскольку на проявление генов у индивидуума оказывает влияние окружающая среда, то мы можем регулировать работу генов, причем с помощью достаточно простых вещей: образа жизни, продуктов питания. Дальнейшие исследования могут дать больший контроль над нашими генами и нашей судьбой.