Яйца динозавров — весьма интересный объект для изучения, который привлекает внимание не только палеозоологов, но и специалистов самого широкого профиля. Это происходит по целому ряду причин. Прежде всего, сейчас считается вполне доказанным, что многие динозавры (в частности, орнитоподы и тероподы) в своих гнездах делали подстилку из листьев и побегов растений, что определенным образом сказывалось на их экологических предпочтениях. Совершенно понятно, что если нет подходящих растений, то нельзя и построить гнездо, нельзя отложить яйца. Отсюда становится ясным, что места гнездования динозавров избирались не случайным образом, а были тесно связаны с определенными ландшафтными условиями, а возможно, и с типом растительности.

Более того, абсолютно очевидно, что если палеонтолог обнаружил гнездо или часть кладки яиц динозавра, сохранившуюся на том самом месте, где она была отложена, in situ, то, значит, он имеет дело с палеопочвой, а это, в свою очередь, открывает огромную перспективу для изучения палеогеографических и палеоклиматических условий, в которых жили динозавры, отложившие эти яйца. Для нормального развития яиц требуется непрекращающееся поступление воздуха внутрь яйца по аэрационным каналам, а это возможно только в наземных условиях.

На первый взгляд кажется, что яйца динозавров — это какая-то частная тема палеогерпетологии, интересная и важная только для узких специалистов. Однако это совсем не так. Помимо того, что яйца динозавров дают бесценную информацию о репродуктивной биологии и поведенческих особенностях динозавров, они имеют очень большое значение для правильного понимания и корректной реконструкции тех климатических и ландшафтных условий, в которых жили древние ящеры.

Видео
72802 10
Динозавры и падение астероида

Несмотря на то что динозавры были рептилиями, мы не можем с уверенностью считать их холоднокровными. Сейчас накапливается все больше фактов в пользу того, что физиологически динозавры были скорее теплокровными. Многие из динозавров, особенно мелкие хищные, обладали внешними покровами с перьями, почти как птицы. А птицы — существа теплокровные.

Первые находки в Баин-Дзаке

Сейчас принято считать, что первые надежно задокументированные находки яиц динозавров относятся к 1923 году, когда Центральноазиатская экспедиция Американского музея естественной истории работала в Монголии. В местонахождении Баин-Дзак американским палеонтологам удалось найти сначала отдельные яйца, а потом и целые кладки яиц. Официально считается, что 1923 год — это хронологический репер, зафиксировавший тот момент, когда в палеонтологическую феноменологию вошли яйца динозавров. Но, скорее всего, и отдельные фрагменты скорлупы, и даже яйца динозавров люди находили и раньше. В научной печати есть определенные сведения на этот счет, но до открытий в Баин-Дзаке все же оставались некоторые сомнения относительно природы найденных объектов.

Уверенность в том, что в Баин-Дзаке найдены именно яйца динозавров, давал характер сонахождения. Дело в том, что в этом местонахождении верхнемеловые отложения содержат большое количество ископаемых остатков динозавров. Но кроме них там встречаются и другие организмы, в том числе черепахи и птицы, которые тоже откладывали яйца. Поэтому специалисты, находя окаменелые яйца, всегда чувствовали интригу: кому же эти яйца все-таки принадлежали? Но благодаря статистическим данным в 1920-х годах установили соотношение высокой встречаемости в одних и тех же местах кладок яиц более или менее одного типа и остатков динозавров рода протоцератопс. Именно поэтому и решили, что, вероятнее всего, эти яйца принадлежали протоцератопсам.

Однако позднее выяснилось, что все не так просто. Во-первых, оказалось, что яйца, которые попадаются в этих слоях, принадлежат не одному морфологическому типу, а нескольким разным типам, хотя внешне они и похожи. Одни яйца покрупнее, другие поменьше; у одних тонкая скорлупа, у других потолще; у одних скорлупа гладкая, у других — нет. Стало очевидно, что эти кладки были оставлены разными видами динозавров. В те же 20-е годы прошлого века американцы, работавшие в пустыне Гоби, обнаружили рядом с одной из кладок скелет динозавра, но не протоцератопса, а другого динозавра, который был описан под названием «овираптор». Само название Oviraptor означает ‘похититель яиц’. Решили, что этот динозавр крал яйца из кладок протоцератопсов и питался ими. С этой мыслью палеонтологи жили около 70 лет, пока не выяснилось, что по меньшей мере часть кладок яиц в Баин-Дзаке была оставлена самими овирапторами.

Регионы находок

Помимо Монголии, конечно, есть и другие регионы, богатые находками яиц динозавров. В первую очередь это Соединенные Штаты. В штате Монтана есть большое местонахождение, которое так и называется — «Гора яиц». «Гора яиц» демонстрирует тот же феномен, что и Баин-Дзак: на одной небольшой площади находились остатки гнездовий и кладок яиц, которые принадлежали разным видам динозавров. Кроме Соединенных Штатов яйца были найдены и во многих других местах, в частности в Европе. Во Франции, Провансе, есть городок Экс-ан-Прованс, многим известный по картине Поля Сезанна «Большая сосна близ Экса». Именно рядом с Эксом были найдены кладки яиц динозавров, причем хорошей сохранности. Одно из самых знаменитых открытий 1990-х годов — обнаружение гигантских местонахождений яиц разнообразных динозавров в Китае, Хубэе.

Если палеонтологи находят кладку яиц, то это дает стопроцентную гарантию, что в этом месте обитали динозавры, и именно такие наблюдения позволяют предполагать, что здесь во время жизни динозавров была суша. Вместе с яйцами зачастую можно найти корневые остатки древних растений, что очень важно для палеоботаники. Кроме того, там же часто можно найти и следы динозавров. Как сейчас доказано, некоторые динозавры, например орнитоподы или тероподы, выстилали свои гнезда побегами, ветками, листьями растений, чтобы по мере гниения этих растительных тканей выделяющееся тепло обогревало развивающиеся эмбрионы. Очевидно, экологически динозавры были тесно связаны и с типом растительности, и с типом ландшафта.

Видео
5560 1
Происхождение птиц от динозавров

Характеристики яиц динозавров

Многие полагают, что если динозавры были крупными существами, то и яйца у них тоже должны быть крупными. Но на самом деле они, как правило, не превышают 50 сантиметров по наибольшему измерению, а средний размер и того меньше — порядка 20 сантиметров в длину. И эта диспропорция, диссонанс между размером динозавров и размером их яиц указывает на очень важные физиологические особенности древних ящеров. Очевидно, динозавры росли очень быстро.

Яйца динозавров существенно различаются по своим морфологическим характеристикам. Сейчас известно около десятка типов яиц, которые принадлежали разным видам динозавров. Выделяют два основных типа скорлупы яиц динозавров: однослойный и двухслойный, которые, в свою очередь, тоже делятся по типу аэрационных каналов. Различаются и формы сохранности яиц динозавров. Известны случаи, когда яйца почти не изменились и в них даже сохраняются скелетики эмбрионов. Изучают яйца динозавров с помощью разных методов — например, изготавливают ориентированные шлифы скорлупы.

Яйца динозавров как источники информации

Палеонтологам известны яйца динозавров разного геологического возраста. Среди них есть те, которые относятся к самому концу мелового периода, а есть и существенно более древние. В процессе изучения яиц из Экс-ан-Прованса выяснилось, что скорлупа у этих яиц имеет перерывы роста. Создавалось такое ощущение, что самка, которая вынашивала эти яйца, периодически впадала в анабиоз, а потом выходила из него и развитие яйца продолжалось. Было высказано предположение, что такие явления могли быть вызваны флуктуациями климата.

Были обнаружены определенные закономерности в выборе мест обитания и гнездования динозавров. Выяснилось, что образ жизни динозавров был коллективным, «социальным». Представители разных видов часто жили в пределах одной небольшой территории, что имело глубокий биологический смысл. Всем вместе им было гораздо удобней защищаться от хищников и охранять свое потомство.

Последние открытия в Баин-Дзаке

В 1993 году было сделано удивительное открытие: американские палеонтологи нашли в пустыне Гоби феноменальный объект. Был найден скелет овираптора, и в процессе его препарирования прямо под этим скелетом была обнаружена кладка яиц. Яйца этого типа раньше отнесли бы к яйцам протоцератопсов. Оказалось, что скелет принадлежал самке овираптора, которая в момент гибели закрывала лапами, на которых, быть может, были перья, кладку своих яиц. В одном из яиц удалось найти эмбрион динозавра. После тщательной препарации выяснилось, что это эмбрион овираптора. Таким образом, было доказано, что по меньшей мере часть яиц, найденных в Баин-Дзаке, принадлежала не протоцератопсам, а другим динозаврам, в частности овирапторам. Там же удалось найти и яйца птиц, что говорит о том, что в одном месте, образовывая колонии, гнездилось несколько видов животных.

В Баин-Дзаке встречаются целые прослои битой скорлупы и фрагменты яиц. Оказалось, что эти местонахождения яиц динозавров генетически связаны с палеопочвами, а это, в свою очередь, как уже говорилось выше, говорит о том, что когда-то в этом месте была суша. Кроме этого, стоит еще раз подчеркнуть, что яйца могут развиваться только в условиях постоянного притока воздуха, для этого у них есть аэрационные каналы. А в воде яйцо не может сохранить жизнеспособность, эмбрион погибает.

Очень много споров ведется относительно климата мелового периода. Американцы считали, что климатические условия в Монголии во второй половине мелового периода были сухими, семиаридными. Воды было мало, динозавры выживали в условиях чуть ли не засухи. А наши классики отрицали это, указывая на то, что динозаврам, особенно травоядным, необходима растительность в больших объемах. Они полагали, что климат в Монголии был влажным и жарким, а растительность — богатой. Данные по меловым палеопочвам этого региона, полученные в последние годы, показали, что во время образования палеопочвенных профилей Баин-Дзака климат действительно был, скорее всего, достаточно сухим, похожим на современный средиземноморский. А в более позднее время, к концу мелового периода, в Нэмэгэтинской котловине, где найдены остатки крупных динозавров, климат был более влажным.

talks
«Многие юрские животные продолжили свое развитие и даже имеют потомков в наше время»

Актуальные исследования

Яйца динозавров требуют очень серьезного изучения. Важно изучать их в широком палеоклиматическом и палеоландшафтном контексте. Вполне актуален поиск яиц динозавров в пределах России. Раньше считалось, что Россия — малоперспективная страна в отношении поисков динозавров. Но сейчас выяснилось, что это не так. Остатки динозавров были найдены даже в Подмосковье, у станции Пески, на границе Воскресенского и Коломенского районов. Здесь обнаружили остатки разных организмов юрского периода, в том числе отдельные когтевые фаланги и зубы мелких динозавров. Есть надежда, что будут обнаружены и фрагменты скорлупы. Кроме этого, найдены богатые местонахождения динозавров в Сибири, например в Шарыпово. Там исследователи обнаружили остатки нескольких видов динозавров, которые сохранились не хуже, чем монгольские. Необходимо упомянуть знаменитые местонахождения динозавров под Благовещенском, и есть основания ожидать там новых находок, включая и яйца динозавров.

Сейчас лабораторный инструментарий исследователей становится все более богатым. Можно изучать и изотопию элементов, которые входят в состав яичной скорлупы. C помощью электронно-сканирующей микроскопии изучают микроструктуру, тип аэрационных каналов яиц динозавров. Одним словом, сейчас можно узнать много нового, чего раньше мы не знали, а это расширит наше понимание не только морфологии, но и репродуктивной биологии динозавров, а также позволит вплотную подойти к комплексной реконструкции мезозойских ландшафтов, в которых жили древние ящеры.