Палеоботаника, наука об ископаемых растениях, очень органично вливается в цикл естественных наук. С одной стороны, она очень тесно контактирует с геологией. В нашей стране практически все палеоботаники, так или иначе, имеют геологическое образование. Но естественно нельзя всерьез заниматься палеоботаникой, не имея базового ботанического образования. Иными словами, палеоботаник — это всегда квалифицированный геолог, и в тоже время — ботаник.

Смежное положение палеоботаники на границе двух естественных дисциплин — геологии и ботаники — определяет тот методологический арсенал, который палеоботаники используют в своей работе. Для палеоботаника очень важно иметь четкое представление о геологии того региона, в котором он работает. Нужно знать последовательность отложений, в которых сохранились ископаемые растения, а сами растительные остатки, которые изучаются палеоботаником, должны быть надежно и послойно привязаны к геологическому разрезу.

Палеоботаника

Кроме этого, квалифицированному палеоботанику нужно хорошо знать органографию и описательную морфологию не только ископаемых, но и современных растений, особенно тех, которых называют «живыми ископаемыми». Непосредственные предки таких «живых ископаемых», сохранивших в своем строении многие архаичные признаки, появились в отдаленном геологическом прошлом. Таким образом, для проведения исследований древних растений на современном уровне, палеоботаник должен иметь хорошее представление о растительном мире современности.

Современная палеоботаника включает в себя разделы, посвященные систематике растений, классификации, таксономии, морфологии. Кроме этого, в палеоботанике есть разделы, которые посвящены филогении, палеофитогеографии, палеоэкологии, палеофитоценологии, которая является одним из весьма интересных и перспективных палеоботанических направлений. Палеоботаника весьма востребована в сфере геологических наук, поскольку именно с помощью изучения ископаемых растений удается стратиграфически расчленить континентальные толщи, обеспечить их межрегиональную корреляцию. Можно твердо утверждать, что палеоботаника имеет мультидисциплинарное значение.

Первые сведения об ископаемых растениях появляются в истории науки очень рано, с античности. В 614 г. до н. э. о древних «лавровых листьях», найденных в осадочных породах острова Парос, упоминал Ксенофан. Ископаемым растениям достаточно много внимания уделяли и на Востоке. Известны китайские манускрипты, которым многие сотни лет, и в этих рукописях обсуждаются находки окаменелых побегов и отпечатков листьев растений. В качестве примера можно привести работы китайских философов Шэнь Ко и Чу Си. Но палеоботаника как наука с собственным инструментарием, со своими парадигмами, возникла позже. Обычно появление палеоботаники связывают с именем знаменитого французского ученого Адольфа Броньяра, который опубликовал монографию «Histoire des végétaux fossiles» (Brongniart, 1828) с великолепными таблицами, исполненными в виде гравюр. Именно с работ Броньяра начинается официальная история научной палеоботаники, хотя палеоботанические трактаты публиковались и раньше (к ним можно причислить работы Шлотгейма, Штернберга и других европейских ученых). Таким образом, можно говорить, что палеоботаника как наука ведет свою историю с начала XIX века.

Самое важное достижение палеоботаники связано с установлением факта, что растительный мир эволюционировал, развивался. Причем это движение было поступательным, от относительно примитивных форм (которые появились в начале палеозойской эры) в направлении к все более и более высоко организованным. Установление этого поступательного развития растительного мира, его эволюции от простого к сложному — одно из важнейших научных достижений палеоботаники. Именно оно, вместе с другой палеонтологической фактологией, лежит в основе теории эволюции, являющейся одним из краеугольных камней современного научного мировоззрения.

В истории палеоботаники было много и менее парадигмальных, но очень важных открытий. Например, открытие и изучение филогенетических истоков разных групп современных растений. Более того, были открыты полностью вымершие группы ископаемых растений, например, кордаиты, птеридоспермы, войновскиевые, беннеттиты и многие другие, о морфологическом разнообразии и строении которых мы смогли узнать только благодаря изучению ископаемых растений, поскольку никаких потомков эти группы в современном растительном мире не оставили. Именно палеоботаника со своим инструментарием, со своим багажом интереснейших фактов позволила по-настоящему объять разнообразие растительного мира, включая и те формы, которые остались далеко в геологическом прошлом.

Связи палеоботаники с другими дисциплинами, в том числе и с палеонтологическими, в частности с палеозоологией, весьма непосредственны. Дело в том, что все живые организмы в той или иной степени связанны симбиотическими отношениями. Например, в животном мире это взаимоотношения трофических партнеров «хищник-жертва». Естественно, растительноядные животные, в свою очередь, ориентированы на свою трофическую базу, на питание определенными растениями. Таким образом, это симбиотическое единство органического мира предопределяет заинтересованность палеозоологов в результатах палеоботанических исследований. Когда палеонтолог работает над реконструкцией древней экосистемы, ему очень важно понять, как отдельные компоненты палеоэкосистемы вписывались в окружающий ландшафт, как растительноядные организмы были ориентированы в трофическом отношении на определенные группы растений, как они с ними были связаны. Бывают случаи, когда удается установить синхронные эволюционные изменения групп растений и групп животных (например, наземных членистоногих или позвоночных), указывающие на жестко скоррелированные связи межу растительноядными животными и растениями.

Палеофитоценоз

Весьма показательны коэволюционные связи между насекомыми-опылителями и наиболее высоко организованными голосеменными и покрытосеменными растениями.

В современной палеоботанике есть много интересных вопросов и задач, связанных с необходимостью расшифровать, выяснить репродуктивную биологию тех групп высших растений, которые полностью исчезли в палеозойскую или мезозойскую эру. С изучением мезозойских растений ситуация относительно проще, хотя и им найти аналоги среди современных растений тоже очень сложно. Гораздо глубже проблема с палеозойскими растениями. В истории растительного мира известны крупные группы высших растений (например, сфенофилловые, каламитовые, глоссоптериды, птеридоспермы, войновскиевые и др.), которые практически полностью вымерли в конце палеозойской эры, не оставив потомков. Именно поэтому разобраться в особенностях их физиологии и репродуктивной биологии — задача очень не тривиальная. Она требует применения специальных методик, скрупулезной и высококвалифицированной работы, обеспеченной необходимой методической базой. Сегодня именно в этой сфере располагаются многие из наиболее важных и горячо обсуждаемых вопросов палеоботаники.