Пандемическое чтиво: 5 книг о вирусах

Сохранить в закладки
Сохранить в закладки

ПостНаука рекомендует книги о вирусах, бактериях и их роли в жизни человека

«Чума» Альбера Камю, «Маска Красной смерти» Эдгара Аллана По, «Штамм „Андромеда“» Майкла Крайтона, «Любовь во время чумы» Габриэля Гарсиа Маркеса — эти художественные произведения можно по праву назвать пандемической классикой. Но если вы не хотите погружаться в вымышленные миры (реальности вполне достаточно!), а желаете с холодной головой разобраться, чего ждать от вирусов, бактерий и прочих патогенов, — ПостНаука собрала список научно-популярных книг.

Пандемия: Всемирная история смертельных вирусов

Соня Шах. Альпина нон-фикшн, 2019

Мы не можем знать, какой патоген вызовет следующую пандемию, но можем делать прогнозы, основываясь на истории того, как безобидные микробы превращались в смертельную угрозу человечеству. Автор книги, научная журналистка Соня Шах, демонстрирует это на примере холеры, описывая ее драматический путь от долины Ганга до череды смертоносных пандемий в XIX веке и проводя параллели с новыми заболеваниями, подстерегающими человечество сегодня.

Вирусы. Скорее друзья, чем враги

Карин Мёллинг. Альпина Паблишер, 2018

Вирусы не то, чем кажутся: мы привыкли думать, что они угрожают человечеству. Но на самом деле многие вирусы безобидны и даже помогают нам: они борются с вредоносными бактериями, влияют на наше самочувствие и настроение, а некоторые включены в геном человека. Как вирусы помогают нам эволюционировать и как их используют люди, рассказывает вирусолог Карин Мёллинг.

Вирусы и микробы. Научный комикс

Фалинн Кох. Манн, Иванов и Фербер, 2019

Этот научный комикс, рассчитанный на школьников, повествует о болезнетворных бактериях и опасных эпидемиях, таких как бубонная чума и желтая лихорадка. Что такое иммунитет, кто открыл бактерии, как работают прививки, какие болезни удалось победить, а какие пока нет и как можно приручить опасные микробы, — все эти вопросы разбираются на страницах книги, сюжет которой построен вокруг путешествия в невидимый мир, где царит вечная борьба между патогенами и иммунитетом.

Грипп: в поисках смертельного вируса

Джина Колата. АСТ, 2013

В 1918 году пандемия «испанки» унесла жизни почти 100 миллионов человек. Что современные ученые могут противопоставить гриппу, одной из самых смертоносных инфекций в истории человечества? И может ли повториться вспышка гриппа подобной силы? Об этом — в книге Джины Колаты, журналистки The New York Times

Виролюция. Симбиоз человека и вируса как реальность эволюции

Фрэнк Райан. Ломоносовъ, 2016

Теория эволюции Дарвина остается центральной в биологии и медицине. Тем не менее сам Дарвин не мог объяснить, как происходили устойчивые изменения живых организмов и какие механизмы за этим стояли. Сегодня ученым известны четыре движущие силы эволюции: мутация, гибридизация, эпигенетика и симбиогенез, важную роль в котором играют вирусы.

Это может показаться удивительным, но вирусы и связанные с ними структуры составляют более 43% человеческого генома. Но как вирусы встроились в наш геном и что они там делают? Как работает естественный отбор для носителя вируса? Как это связано с другими механизмами эволюции? Об этом рассказывает Фрэнк Райан — английский генетик, член Королевского общества медицины и Линнеевского общества в Лондоне, популяризатор науки — в книге «Виролюция».

В другой его книге под названием «Таинственный геном человека» (отрывок можно почитать на ПостНауке) описано, как работает сложная система человеческого генома.