Что такое феминизм?

Философ Кирилл Мартынов об истории борьбы за равноправие, движении суфражисток и радикальных феминистических теориях

08.03.2015
61 872
Black Zack

Феминизм — это явление, которое можно рассматривать как минимум с двух сторон. Во-первых, это политическое движение, связанное с борьбой женщин за равноправие. Именно этот аспект часто ассоциируется с классическим феминизмом, в частности с движением суфражисток, которые требовали предоставить женщинам право голоса на выборах. Нам кажется, что подобные проблемы остались в далеком прошлом, но на начало XX века женщины не имели избирательных прав практически нигде в мире. В результате побед ранних феминисток мы счастливо об этом забыли.

Во-вторых, феминизм — это интеллектуальное движение, по сути, течение в философии, которое по своему содержанию и аргументации гораздо более разнообразно, чем классический политический феминизм.

Происхождение понятия

Термин «феминизм» возникает в начале XIX века. Под ним в публицистике этой эпохи понимается совокупность качеств, присущих женщине. Так же как есть специфические мужские черты — мужественность, есть и феминность, или «феминизм».

К концу XIX столетия в контексте суфражистского движения появляется слово «феминистка», изначально французское, которым называют активисток женского движения. Таким образом, к началу XX века значение термина постепенно меняется. Последние 100 лет под феминистками мы уже определенно понимаем женщин, которые борются за свои права. Причем права эти могут пониматься по-разному, и борьба не всегда сводится к требованиям формального политического равенства.

Истоки феминизма

Идеи, близкие феминизму, циркулируют в западной культуре со времен Античности. В пятой книге «Государства» Платона, например, сообщается, что нет никаких препятствий для того, чтобы женщина была правителем. Если женщина достаточно разумна и талантлива, то она должна обладать теми же правами, что и наиболее разумные и талантливые мужчины. Элементы феминизма можно находить и в Средние века, и в эпоху Возрождения.

FAQ: Неравенство в суде5 фактов о дискриминации в суде, ее причинах и значении социального статуса при вынесении приговоров

Первой феминисткой обычно называют англичанку Мэри Уолстонкрафт, жившую в конце XVIII столетия. В трактате «Защита прав женщины» она ставит вопросы, связанные с судьбой женщины: насколько женщина отлична от мужчины, насколько справедливы обвинения женщины в недостатке у нее разума, как на роль женщины влияет материнство и домашний труд. Главный лозунг Уолстонкрафт, вызвавший скандал, состоит в том, что женщина может самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Несколько в тени Уолстонкрафт остается ее соотечественница Мэри Эстел, опиравшаяся на рационалистическую философию Декарта, не делавшего разницы между мужчинами и женщинами. Уолстонкрафт аналогично находится под влиянием Руссо и полемизирует с ним. Когда мы читаем эти ранние тексты, карикатурный образ феминисток рассыпается: они предлагают разностороннюю, часто ироническую и подчас неожиданную аргументацию. Например, Эстел в качестве возможной альтернативы замужества и перехода женщины «в собственность мужчины» обсуждала создание женских «светских монастырей».

В числе первых феминистов был по крайней мере один мужчина, классик либеральной философии Джон Стюарт Милль, который в 1869 году опубликовал трактат «Подчиненность женщины» в защиту женских прав. Большинство мужчин, однако, были настроены резко против феминизма. Отчасти они просто не могли понять, чего хотят эти женщины. Один автор-мужчина даже заявил в ответ на публикацию трактата Уолстонкрафт, что требование защиты прав женщин столь же нелепо, как требование защиты прав домашних животных. В ответ на движение суфражисток было сформулировано и «классическое опровержение»: феминистками якобы становятся только очень некрасивые женщины, которые не могут рассчитывать на то, чтобы найти себе достойного мужа.

Первая и вторая волна феминизма

Первую волну феминизма определить проще всего. Это борьба женщин за политическое равноправие и за возможность избирать и быть избранными на выборах. Первые феминистки апеллировали к либеральным лозунгам: люди обладают равными правами вне зависимости от пола.

Суфражистки были очень мощным движением публичной политики в Великобритании и США: женщины объединились и добились желаемого. В 1920 году в США была принята 19-я поправка к Конституции, согласно которой пол не может быть препятствием для ограничения на участие в политической жизни и, в частности, на участие в выборах. После этого многим казалось, что феминизм закончился, потому что своей основной цели женщины достигли, а другие проблемы могут быть решены политиками, избранными женщинами на выборах.

Official_program_-_Woman_suffrage_procession_March_3,_1913

Официальная программа марша суфражисток 3 марта 1913 года, Вашингтон

Вторая волна феминизма возникает в 60-е годы XX века и представляет собой уже гораздо более сложное явление. Угнетение здесь уже не сводится к запрету женщинам участвовать в политической жизни. Оказалось, что политическое равенство не исключает угнетения в семье, угнетения на рабочем месте. Ключевой текст этой эпохи — это «Второй пол» Симоны де Бовуар. Феминистки второй волны критикуют представление о том, что основным предназначением женщины является материнство, понятое как затворничество и отказ от карьеры, забота о доме. Они оспорили тезис о том, что женщины не должны стремиться к тому, чтобы проявлять себя за пределами этого «женского мира». О том, что якобы мужчина — природный экстраверт, женщина — природный интроверт, и это социальное разделение труда предопределено навсегда некими естественными правилами.

Список тем, которые ассоциируются с феминизмом, в этот момент сильно расширяется: теперь это насилие (реальное, домашнее, символическое — например, мальчикам говорят «не будь как девчонка», как будто быть девчонкой — это нечто оскорбительное), критика навязанных гендерных ролей, вопрос об уровне заработной платы, неоплачиваемый домашний труд осознаются как социальная проблема. В целом речь идет о проблематизации фигуры женщины в культуре.

Вторая волна не добилась реализации своих целей в полном объеме, проблемы, о которых писали феминистки 60-х годов, сохранились и в сегодняшнем мире. Но в период второй волны происходит настоящая социальная революция: женщины на Западе массово выходят на рынок труда, что приводит и к резкому росту богатства общества, и к совершенно новому представлению о реальной гендерной политике.

Третья волна феминизма

FAQ: Гендерная идентичность и адаптация6 фактов о мужских и женских социальных признаках, стратегиях поведения и хромосомных аномалиях

Третья волна феминизма, начало которой связывают с 90-ми годами XX века, представляет собой попытку применить к гендерным исследованиям актуальные философские идеи, в первую очередь идеи постструктурализма, а также постколониальную теорию. Дискуссия здесь строится в основном вокруг понятия идентичности. В целом на этом этапе уже довольно трудно говорить о некотором теоретическом единстве идей феминизма.

Ключевая тема для феминисток третьей волны — осознание, что на самом деле вопрос не сводится к тому, что есть женщины, а есть мужчины. Вопрос сводится к попытке понять, как именно эти гендерные роли, мужская и женская, конструируются, как мы становимся мужчинами и женщинами. Что заставляет нас быть мужчиной или женщиной? Здесь же возникает вопрос о том, что могут существовать и другие гендерные роли. Исследованием множества гендерных идентичностей занимается квир-теория.

В третьей волне особенно выделяется движение Riot Grrrl, выстроенное вокруг эстетики не только освобожденной, но и наделенной властью (empowered) женщины, которая способна быть самодостаточной, талантливой, лидирующей в социальном мире — и в этом смысле превосходящей мужчин. Riot Grrrl заявили, что push-up bra не противоречит наличию brains, и вернули в обиход агрессивный макияж и высокие каблуки, которые еще недавно считались классическим символом угнетения со стороны мужчины.

Таким образом, феминизм третьей волны стремится к свободе в том числе от тех ограничений, которые были навязаны старым феминизмом.

Либеральный, марксистский и радикальный феминизм

Хронологию волн феминизма имеет смысл дополнить представлением об идеологической структуре движения.

Либеральный феминизм предполагает, что феминизм — это в первую очередь история о равенстве прав мужчин и женщин. Как только мы гарантируем формальное и содержательное равенство прав, мы можем считать, что, так же как мы когда-то решили вопрос с расизмом, мы решили вопрос и с гендерным неравенством.

Либеральный феминизм — это мейнстрим, и в западном мире большие политические партии ориентированы именно на него. Западная политкорректность в отношении женщин — это также в первую очередь продукт либерализма.

Вторая разновидность — это марксистский феминизм. Марксистский феминизм предполагает, что угнетение женщин — это частный случай капиталистического и классового угнетения. Иными словами, в экономике существует эксплуатация наемных работников, и женщины — это один из видов людей, которых эксплуатируют. Так же как в XIX столетии и позже эксплуатировали рабочих, так и женщин заставляют работать на мужчин. Марксистский феминизм интересен тем, что в качестве своей центральной темы вводит проблему неоплачиваемого, бесплатного домашнего труда. Есть ученые-марксисты, которые утверждают, что основа мировой экономики — это труд домохозяек, который никак не оценивается, но при этом вносит ключевой вклад в наше благосостояние.

В марксистский феминизм внесла большой вклад Россия, и об этом не стоит забывать. Правительство большевиков в начале 1920-х годов стало самым прогрессивным правительством в мире с точки зрения гендерного равенства: было гарантировано формальное политическое равенство, формальное избирательное равенство, женщин учили грамоте, пытались освободить от «кухонного рабства» через открытие централизованных пролетарских столовых. Были сделаны и те ходы, которые для Западной Европы на тот момент были неприемлемыми. В частности, был декриминализован аборт. Самая известная защитница прав женщин среди большевиков — Александра Коллонтай. После первых годов советской власти отношение к женщинам становится постепенно более консервативным. Но до товарища Сталина мы были передовой феминистической державой.

8marta

Советский плакат 1932 года

Радикальный феминизм, третий тип феминистических теорий, предполагает, что всего этого недостаточно, потому что мужчины в любом случае заинтересованы в сохранении режима патриархата. Патриархат в данном случае — это специальный термин, указывающий на принцип культурного, политического и экономического доминирования мужчин. В патриархате мужчина — добытчик, мужчина — это тот, кто делает, а женщина — та, кто ждет, женщина — бесплатная бытовая и сексуальная прислуга.

В случае с радикальным феминизмом мы имеем теорию, которая предполагает, что на самом деле все старые термины политической философии были придуманы мужчинами, они не схватывают самого главного. Что проблема не в эксплуатации, не в наличии классов, не в буржуазии, не в государстве, проблема в том, что существует режим патриархального правления и частным случаем угнетения является угнетение одних мужчин другими, в то время как фундаментальным институтом угнетения является именно гендерное.

Сила и одновременно слабость радикального феминизма заключается в том, что в каком-то смысле слова феминистки выступают против не только различных отсталых форм социального устройства, но и против нынешней либеральной демократии западного типа. Из многочисленных идей радикального феминизма стоит упомянуть «лесбийский сепаратизм». Она состоит в том, что женщины вообще не должны вступать в сексуальные отношения с мужчинами, потому что любая форма сексуальных отношений с мужчиной так или иначе становится продолжением многовековой традиции угнетения. Ритуалы романтической влюбленности, например, не более чем форма покупки женского тела и контроля над женскими эмоциями.

Литература

Литература по феминизму чрезвычайно обширна. В качестве введения в тему я бы рекомендовал публицистическую, но очень яркую книгу Наоми Вульф «Миф о красоте», которая позволяет иначе взглянуть на всем знакомые социальные практики, такие как глянцевые журналы, диеты или работа женщин в офисе. Очень емким теоретическим и историческим введением является работа Валери Брайсон «Политическая теория феминизма». Хорошее представление о современном радикальном феминизме дает работа Кейт Миллет «Политика пола». Тем, кто сомневается, что феминистки способны на утонченную и нетривиальную философскую аргументацию, рекомендую заглянуть в тексты Джудит Батлер.

кандидат философских наук, доцент Школы философии НИУ ВШЭ
Узнал сам? Поделись с друзьями!
  • спасибо, познавательно

  • çιτραμεαunε

    мужественность/феминность? ошиблись вы тут. правильный термин — маскулинность.

  • MS

    И тут он. в «Новой газете» слюной брызжет, полный ненависти, так ещё в роли «философа» выступает на научном сайте.

  • Уильям Годвин

    Вы для начала хоть один аргумент против приведите, а потом высказывайте свои «умные» претензии.)

  • MS

    А я не по сути возражаю. Просто это неприятный человек, которого не хочется видеть.

  • Arg

    Более-менее нормально, но слишком пресно для такой острой темы. И с какой стати о женском движении рассказывает мужчина, который к тому же не специализируется на данной теме? Позвали бы Жеребкину, например. Изложение примитивное.

  • VZ

    — а фу, теряется гендерное различие и половое влечение. Пойду лучше на рыбалку или дрова пилить

  • Не раскрыта тема гендерного перекоса, возникающего в странах с патриархальной культурой, получивших вдруг современную медицину, а с нею и возможность прогнозирования пола ребёнка на ранних стадиях беременности. То есть, возможность, путём прерывания «ненужной» беременности, управлять полом рождающихся детей.
    В Китае, например, гендерный дисбаланс в 2014 году составлял аж целых 15%. Там, правда, были свои особенности, например, тотальное поощрение абортов для снижения темпов роста населения. Но исходная причина, тем не менее, была в желании родителей, чтобы у них рождалось побольше мальчиков и поменьше девочек, происходящем из многотысячелетних патриархально-клановых традиций.

  • anna_kozyrevskaya

    «Пресно для острой темы»? «С какой стати о женском движении рассказывает мужчина»? Кажется, вам больше хочется поспорить о правах женщин и мужчин, чем почитать об истории феминизма. Для этого существуют жж-сообщества и другие площадки. Мы пригласили ученого, который специализируется на современной западной философской мысли, и не сомневаемся в его компетенциях. Ирина Жеребкина, безусловно, тоже прекрасный специалист.

  • Marie

    Плюсую. Поверхностно и непроблемно. Неудивительно, ведь попытки говорить о феминизме «модно» и устами мужчин никогда не заканчивались хорошо для феминизма (за редким исключением).

  • Marie

    «Кажется, вам больше хочется поспорить о правах женщин и мужчин, чем почитать об истории феминизма».

    Вполне закономерное желание, учитывая тематику статьи и название сайта:)
    Согласитесь, способность прочитать, заинтересоваться, инициировать плодотворное обсуждение — это все очень хорошо характеризует среднестатистического читателя.

  • Arg

    Прежде всего он не специализируется на объявленной теме.

  • Arg

    Видимо поэтому рассказыает очень равнодушно и самый минимум.

  • Wingerie

    >с какой стати … рассказывает мужчина

    С той, что мужчины и женщины равны.

    >не специализируется на данной теме

    Он специализируется на современной западной философии в целом, куда входят и феминистические течения.

  • Arg

    На практике никакого равенства нет, что мы и наблюдаем в данном случае: жизненно важная для женщин тема отдана дяде на оценку.

    А давайте специалист по биологии «в целом» расскажет нам о биохимии клетки или о поведении животных? Результат будет столь же поверхностным.
    К тому же феминизм — не только философия, но и правозащитная деятельность, этот аспект практически не отражён .

  • Kirill

    Грустно видеть, что постнаука упала до этой темы. В таком виде, с подтекстом.

  • çιτραμεαunε

    вообще оч странный весь абзац:

    Термин «феминизм» возникает в начале XIX века. Под ним в публицистике этой эпохи понимается совокупность качеств, присущих женщине. Так же как есть специфические мужские черты — мужественность, есть и феминность, или «феминизм».

  • Uroboros

    Ого! По половой принадлежности Автора определили ЕГО) компетентность?
    А можете назвать пару тем, где женщины не компетентны по-умолчанию (от слова молчать:)?

  • Nastya Pravda

    выбор заглавной картинки к статье — это такая тонкая ирония или просто некомпетентность бильд-редактора? зачем публиковать материал-ликбез, разрушающий стереотипы о феминизме, сопровождая его картинкой, которая эти стереотипы воспроизводит? будьте последовательны, под ней нужно написать безграмотный текст про несчастных некрасивых мужеподобных женщин, страдающих от недостатка внимания.

  • Cordylus Tropidosternum

    А по мне как раз то что нужно.
    1) Это не равнодушие, а нейтральность.
    2) А что еще рассказать кроме этого? Всякие мелочи пусть объясняют на тематических сайтах, т.к. насколько я изучал, у каждого сообщества какое-то свое представление о феминизме, и многие их доводы можно оспорить.

  • Katy Kulikov

    «Самая известная защитница прав женщин среди большевиков — Александра Коллонтай» :та самая защитница прав женщин, благодаря которой в ссср выдавали талоны на право обладать любой жещиной ( если очень коротко ). автор не считает нужным упоминуть этот факт, если уж затронул её имя?

  • Ivan Kolpakov

    Можно было бы и по пресоналиям пройтись — Дворкин, Соланс и т. п.

  • Даньта

    Ну, не знаю — по-моему текст как раз таки про озлобленных некрасивых женщин, страдающих от недостатка внимания. Может быть, я как-то не так всю эту «третью волну» воспринимаю, но из текста именно такое представление об этих людях складывается

  • Даньта

    Что-то автор, даром что кандидат философских наук, как-то уж слишком не критично ко всем этим «экстравагантным» теориям относится. Хотя, конечно, не знал, что в женщинах оказывается столько немотивированной злобы и обиды к мужчинам

  • Алиса

    да вы правы, похоже, что вы не так воспринимаете

  • Алиса

    Такие традиции упираются в практичность прежде всего. Патриархальный строй это продукт аграного общества. В таком обществе в силу образа жизни женщина с экономической точки зрения бесполезна. Лежит, рожает нахлебников. Больше девочек больше ртов кормить, грубо говоря.
    Сейчас в странах с патриархальной культурой и получивших современную медицину, проблем с едой нет. Так что зачем гневить Аллаха абортами

  • К сожалению, традиции зависят от своей экономической эффективности лишь в долгосрочной перспективе. Не факт, что у людей есть столько времени.
    А насчёт Аллаха и абортов мысль интересная. Выходит, запрет абортов — благо для патриархальных стран?

    Опубликовано материалов
    03586
    Готовятся к публикации
    +28
    Самое читаемое за неделю
  • 1
    ПостНаука
    11 679
  • 2
    Гасан Гусейнов
    5 810
  • 3
    Марк Юсим
    2 991
  • 4
    Алексей Лебедев
    2 394
  • 5
    Алексей Муравьёв
    2 300
  • 6
    Михаил Соколов
    2 291
  • 7
    Андрей Цатурян
    2 101
  • Новое

  • NEW
    1 359
  • NEW
    244
  • 2 010
  • 1 233
  • 1 310
  • 2 291
  • 11 679
  • 2 101
  • 2 071