Как взаимодействуют фискальная и монетарная политика?

Экономист Сергей Пекарский о макроэкономическом анализе, борьбе с инфляцией и контроле обменного курса

13.02.2015
5 650

Совместно с онлайн-журналом Forbes мы запустили спецпроект ProНаука, в котором наши эксперты рассказывают о новых идеях и исследованиях в области естественных и гуманитарных наук.

Макроэкономическая политика — политика, которую проводит правительство и центральный банк, — стала лейтмотивом макроэкономических исследований со времен основания макроэкономики в 1940-х годах. Но тем не менее до 1980-х годов фискальная и монетарная политика рассматривались, как правило, по отдельности. Предполагалось, что правительство может воздействовать на экономику посредством государственных расходов и налогов и может использовать государственный долг для стабилизации циклических колебаний. Монетарная политика, в свою очередь, может управлять денежной базой или ставкой процента и определять уровень инфляции. В 1980-х годах появилось новое направление макроэкономического анализа, которое рассматривает взаимодействие фискальной и монетарной политики.

Нужно понимать, что и правительство, и центральный банк, как любой экономический агент, сталкиваются с ограничениями. А раз так, то они должны принимать некоторые компромиссные решения. Действия одного агента могут оказать воздействие на набор альтернатив, который доступен для другого агента. Действительно, правительство и центральный банк могут иметь некоторые общие цели или цели, которые противоречат друг другу. Общие цели — это, например, высокие темпы экономического роста, низкая инфляция, обеспечение стабильности финансовой системы.

И правительство, и центральный банк функционируют в одной и той же экономике. И поэтому воздействие, которое оказывает на экономику центральный банк, меняет экономическое равновесие, а раз так, то воздействует на выбор правительства.

Эволюция центральных банков и денежно-кредитного регулированияЭкономист Сергей Дубинин об истории становления банковской системы в мире, кризисах ХХ века и перспективах экономики России

Также стоит отметить, что правительство и центральный банк — это государственные агенты. И в них есть консолидированное бюджетное ограничение. Центральный банк, даже если он институционально независим, свою прибыль, как правило, полностью или частично отчисляет в бюджет правительства. Это означает, что центральный банк также участвует в финансировании бюджетных дефицитов или в монетизации государственного долга. В экономике взаимодействие очень часто рассматривается с точки зрения теории игр — так называемое стратегическое взаимодействие.

Это очень важный аспект, который существенным образом изменил в 1990-х и 2000-х годах представления макроэкономистов о том, как следует проводить макроэкономическую политику. Российская экономика в 2000-х годах до кризиса 2008 года имела модель экономического развития, которая была в значительной степени ориентирована на рост совокупного спроса за счет роста экспорта. Для того чтобы экспорт рос, а компании и, как следствие, бюджет, который получает налоги от этих компаний, имели высокие доходы, необходимо, чтобы рубль был слабым (курс доллара был достаточно высоким). В то же время большие притоки экспортной выручки в иностранной валюте, естественно, оказывают негативное воздействие на курс доллара.

Что мог делать в такой ситуации Банк России? Он мог покупать иностранные активы — доллары и евро — на валютном рынке, увеличивать свои золотовалютные резервы и тем самым поддерживать достаточно высокий курс иностранной валюты, для того чтобы стимулировать экспортеров. Но когда центральный банк это делает, то неизбежным последствием является увеличение денежной массы. Банк России обменивает иностранные активы на рубли.

Увеличение денежной массы не может не приводить к инфляционным последствиям. И правительство, и центральный банк не любят инфляцию. Так же как правительство, центральный банк хочет, чтобы экономика росла. Таким образом, если центральный банк проводит политику стимулирования экспорта за счет поддержания обменного курса, у правительства возникает необходимость проводить какую-то контрполитику, которая бы решала проблему инфляции. Известный нам рецепт борьбы с инфляцией Правительства РФ в 2000-х годах — это накопление Стабилизационного фонда.

Действительно, когда правительство накапливало стабилизационный фонд, оно изымало часть лишней ликвидности из экономики, что позволяло поддерживать инфляцию на умеренном уровне.

Притом что темпы роста денежной массы в 2000-х годах достигали 35–45% ежегодно, инфляция была снижена с 20 до 10%.

Впервые идею о необходимости рассмотрения взаимодействия фискальной и монетарной политики подняли в своей известной работе нобелевский лауреат Томас Сарджент и его коллега Нейл Уоллес. В статье 1981 года, которая называлась «Неприятная монетаристская арифметика», они показали, что даже если центральный банк является институционально независимым от правительства, он не может проводить независимую монетарную политику, например жесткую монетарную политику, с целью поддержания низкой инфляции, если в свою очередь правительство не решает проблемы, связанные с бюджетным дефицитом и государственным долгом.

Если центральный банк сокращает темпы роста денежной массы, увеличивает процентные ставки, то это приводит к тому, что так называемый сеньораж, или инфляционный налог, доход, который правительство получает от неявного обложения номинальных величин по инфляционной ставке, снижается. Это означает, что у правительства возникает потребность при неизменных государственных расходах и налогах увеличивать долговое финансирование. Государственный долг будет расти.

Центральный банк, естественно, даже если он независим от правительства, не может рассматривать рынок государственного долга как рынок, который ему совершенно неинтересен. Рынок государственного долга очень важен для стабильности финансовой системы страны.

В итоге неустойчивый рост государственного долга может заставить центральный банк отказаться от политики жесткого регулирования денежной массы и увеличить сеньораж, что, как следствие, приведет к росту инфляции. Таким образом, в условиях несбалансированности фискальной сферы низкая инфляция сегодня может быть достигнута только ценой более высокой инфляции в будущем.

Взаимодействие фискальной и монетарной политикиЭкономист Сергей Пекарский о политике стимулирования экспорта, курсе валют и методах борьбы с инфляцией

Примеры, как неприятная монетаристская арифметика Сарджента и Уоллеса работает на практике, мы можем найти в разных странах, в том числе и в России. Если рассмотреть более ранний период российской истории, период с 1995 по 1998 год, то в это время Банк России пытался ограничить, сжать денежную массу, для того чтобы уменьшить инфляцию, которая в 1990-х годах была достаточно высокой, и делал это, используя валютный коридор. Курс доллара мог колебаться в пределах некоторого диапазона в окрестности 6 рублей за доллар. В результате в конце 1997 года удалось даже добиться отрицательных месячных темпов инфляции. В то же время Правительство РФ вплоть до 2000-х годов не могло решить проблему финансирования бюджетного дефицита. Правительство плохо собирало налоги (не потому, что правительство было плохое, а потому, что налоги плохо поступали в бюджет). Кроме того, в 1997 году кризис в странах Юго-Восточной Азии заставил международных инвесторов покинуть развивающиеся рынки, в том числе и рынок России. Цены на нефть в 1997 году упали, а доходы от налогообложения выручки экспортеров нефти составляли и в прошлом, и в настоящем достаточно весомую часть доходов бюджета.

В итоге возникла следующая ситуация: монетарная политика была достаточно жесткой, Центральный банк надеялся, что он сможет продолжить контролировать обменный курс и инфляцию, а правительству не удавалось свести бюджет с профицитом и стабилизировать фискальную сферу. (Отчасти это было связано с политическими причинами, когда парламент был многопартийный и была достаточно велика роль фракции коммунистов, которые не были готовы к ограничительным фискальным мерам.) Чем это закончилось, мы знаем: в августе 1998 года Россия была вынуждена объявить дефолт, а Центральный банк не смог удержать обменный курс, он резко вырос, и резко подскочили темпы инфляции.

Подобную ситуацию можно рассматривать как провал координации фискальной и монетарной политики. Данная трактовка, естественно, не является исчерпывающим объяснением достаточно многогранного финансового кризиса в России в 1998 году, но мне кажется, что такого рода подход дает достаточно важный аргумент того, как должны строиться фискальная и монетарная политика, как они должны друг с другом взаимодействовать.

кандидат экономических наук, Economics PhD (Erasmus Universiteit Rotterdam), профессор департамента теоретической экономики НИУ ВШЭ, кафедра макроэкономического анализа
Узнал сам? Поделись с друзьями!
    Опубликовано материалов
    03587
    Готовятся к публикации
    +28
    Самое читаемое за неделю
  • 1
    ПостНаука
    5 339
  • 2
    Татьяна Тимофеева
    2 807
  • 3
    Роман Бевзенко
    1 540
  • 4
    Сергей Афонцев
    1 535
  • 5
    ПостНаука
    793
  • 6
    Елизавета Бонч-Осмоловская
    17
  • Новое

  • NEW
    17
  • 5 339
  • 793
  • 2 807
  • 1 535
  • 1 540