FAQ: Республиканизм и свобода

6 фактов о кабинетной попытке придумать новую идеологию в рамках аналитической философии политики

26.11.2014
5 170
AK Rockefeller

Республиканизм появился в последние десятилетия XX века как сильное течение в аналитической философии политики. Это понятие в данном контексте не имеет прямого отношения ни к Республиканской партии США, ни к республике как форме правления в ее обычном современном понимании. Республиканизм как течение, возглавляемое Квентином Скиннером и Филиппом Петтитом, предлагает реанимировать некоторые общественные и государственные ценности античного мира, в частности идею республиканской доблести и участия в политической жизни вашего общества как общепринятой нормы, и тем самым решить идеологические проблемы, стоящие перед современным миром.

1. Кабинетная идеология

Республиканизм — это исключительно кабинетная попытка придумать новую идеологию, именно поэтому он представляет особый интерес. Речь не идет о массовом движении или партии. Республиканизм — интеллектуальное усилие ученых, которые исследовали античные политические традиции и пришли к выводу, что они могут пригодиться современным людям.

2. Либерализм vs социализм

Республиканизм и свободаФилософ Кирилл Мартынов о новой кабинетной идеологии, работах Квентина Скиннера и общем деле

В современном мире существуют три основные идеологии, которые так или иначе пересекаются с таким важным историческим событием, как Великая французская революция. Это консервативная идеология, либеральная и социалистическая. Две последние идеологии в течение 300 лет очень ярко и грозно спорят друг с другом по поводу того, кто из них в большей степени наследует идеал Великой французской революции. Либералы и социалисты сцепились в страшной схватке, выясняя, кто прав. Существуют две магистральные линии: или мы социалисты со всеми выходами на ГУЛАГ и Советский Союз, либо мы либералы, и тогда нас преследуют все ужасы разобщенного общества индивидов. Современный мир предлагает нам быть либо социалистами, либо либералами, а вот республиканистов это не устраивает.

3. Негативная и позитивная свобода

Главный лозунг Великой французской революции — «Свобода, равенство и братство». Для социалистов и в особенности для либералов главный пункт этого лозунга, конечно, свобода. Либерализм и свобода в каком-то смысле — слова-синонимы. Но при этом, когда мы произносим слово «свобода», мы фактически формулируем философскую проблему: что такое свобода? Прежде чем говорить о том, свободны мы или нет, мы должны ответить на этот вопрос. Классическое исследование свободы в XX принадлежит философу Исайе Берлину, который заявил, что бывает негативная и позитивная свобода. Негативная свобода — это свобода от чьего бы то ни было принуждения, в отличие от позитивной свободы, которая является лишь плацдармом для развития, «свободой для чего-то». Личность в позитивном смысле свободна тогда, когда она преодолевает свои ограничения, чтобы стремиться к самосовершенствованию, к образованию и так далее. Позитивная теория свободы очень запутанна, возникает много вопросов о приоритетах личности, эти приоритеты могут быть ложными. Негативная свобода гораздо яснее и проще. Свобода — это когда меня никто не трогает. Либералы подхватили этот тезис. Берлин, естественно, тоже был либералом, и он вошел в классическую либеральную традицию. В XIX веке ту же идею развивал еще один либерал — Джон Стюарт Милль в своем трактате «О свободе». Либералы подхватили эту мысль и сказали: «Свобода — это когда в наши дела никто не вмешивается».

4. Теория невмешательства

Современная аналитическая философия Философ Дмитрий Иванов о Венском кружке, возрождении метафизики и метаэтике

Чтобы разобрать эту теорию, давайте допустим, что есть раб и господин. Господин очень добрый, он не обижает раба и позволяет ему жить своей жизнью. Можно ли утверждать, что раб свободен в данном случае? С точки зрения либералов — да, потому что в жизнь раба никто не вмешивается. Хотя это звучит контринтуитивно и, понятно, не очень соответствует нашим представлениям относительно того, что такое свобода. Если я раб, который свободен, потому что у моего господина хорошее настроение, то это какая-то недостаточно уверенная, недостаточно настоящая свобода. Другой пример, уже из области международного права: предположим, есть колония и метрополия. В метрополии очень либеральный, гуманный режим, который позволяет колонии существовать, как она хочет. Может ли это означать, что колония в политическом смысле свободна? Это тоже звучит контринтуитивно, хотя для либералов в рамках их определения свободы это будет правдоподобный ответ. Так вот для современных теоретиков республиканизма из подобных аргументов следует, что стандартное либеральное понимание свободы недостаточно. У Скиннера есть небольшая книга, переведенная на русский язык, — «Свобода до либерализма». Он пытался ответить на вопрос, как свобода понималась до того, как Берлин, Милль и все их многочисленные последователи придумали теорию невмешательства.

5. О государстве как враге

Теория свободы как невмешательства в чьи-то дела имеет негативные последствия для современного общества. Получается, что я свободен, когда до меня никому нет никакого дела, а мне, в свою очередь, нет дела до других. Иными словами, мы не видим пути к человеческой солидарности, к общим ценностям. С точки зрения либеральных традиций это автоматически является нарушением нашей свободы и началом пути в ГУЛАГ. Другая серьезная проблема: либералы, исходя из своей концепции свободы, автоматически негативно относятся к любой государственной политике, потому что государственная политика — это вмешательство в мою жизнь. Соответственно, и любое государство так или иначе делает меня несвободным. Отсюда либеральная теория о минимальном государстве — «ночном стороже». То есть если я либерал, интерпретирую свободу, как принято у либералов, и живу в современном обществе, то для меня все враги и любое государство тоже враг. Тем самым общее дело, тот термин, который и означает республику, для меня принципиально невозможно. Ни одно дело, кроме моего частного, не может стать «моим».

6. Позитивная программа республиканизма

5 книг об аналитической философии сознанияЧто читать об аналитическом подходе к сознанию и мозгу, рекомендует старший преподаватель НИУ ВШЭ Кирилл Мартынов

Новое понимание свободы, предложенное республиканистами, представляет собой тонкий переход от либеральной ортодоксии. Либералы говорят, что я свободен, когда никто не вмешивается в мою жизнь, а республиканисты говорят: «Я свободен, когда никто не имеет права произвольно распоряжаться мной». Суть не в фактическом состоянии вмешательства или невмешательства. Свободный человек — это тот, кто не зависит ни от чьего-либо настроения или произвола. Хороший у тебя хозяин, господин у раба, плохой хозяин — это не имеет значения, тебе вообще нужно избавиться от этого господина, для того чтобы быть свободным, то есть избавиться от той ситуации, когда кто-то обладает правом распоряжаться тобой. Но, в отличие от концепции либералов, это не означает, что мы отходим от идеи коллективного действия, солидарности. Наоборот, позитивная программа республиканизма заключается в том, что республика — это общее дело, а поэтому существование в государстве означает активное участие в его делах. С этой точки зрения каждый свободный и осмысленно живущий в данном государстве человек должен понять, что состояние государства напрямую зависит от того, насколько он в нем участвует. Это республиканская добродетель, она же доблесть и долг. Эта идеология предписывает людям участвовать в делах государства, сделать государство своим, добиться освобождения от произвола, став равноправным участником публичной жизни.

Скиннер, Квентин (2006). Свобода до либерализма. Пер. А. Магуна. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в С-Петербурге.
Манен, Бернар (2007). Принципы представительного правления. Пер. Е. Рощина. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в С-Петербурге.
Pettit, Philip (1997). Republicanism: A Theory of Freedom and Government. Oxford: Clarendon Press.

кандидат философских наук, доцент Школы философии НИУ ВШЭ
Узнал сам? Поделись с друзьями!
  • Technicus AcityOne

    Ограниченная философия, оперирующая надуманными сущностями и обстоятельствами, не учитывающая реальные факторы управляющие личностью и обществом. Да и историю тоже. )

    Опубликовано материалов
    03586
    Готовятся к публикации
    +28
    Самое читаемое за неделю
  • 1
    ПостНаука
    12 257
  • 2
    Гасан Гусейнов
    6 021
  • 3
    ПостНаука
    3 622
  • 4
    Михаил Соколов
    2 445
  • 5
    Андрей Цатурян
    2 288
  • 6
    Татьяна Тимофеева
    2 246
  • 7
    ПостНаука
    2 199
  • Новое

  • 3 622
  • 593
  • 2 246
  • 1 325
  • 1 382
  • 2 445
  • 12 257
  • 2 288
  • 2 199