5 книг об эволюционной биологии

Что читать о современных подходах к теории эволюции, рекомендует доктор биологических наук Александр Марков

22.11.2013
doc(q)man

В рекомендованной подборке можно найти как классические труды по теории эволюции, так и недавно появившиеся книги, в которых представлены последние достижения в биологии и новые эволюционные модели.

Карл Циммер «Эволюция. Триумф. Идеи». М.: Альпина нон-фикшн, 2013

Недавно переведенная на русский язык книга, в которой дается обзор новейших достижений в эволюционной биологии и подтверждений эволюции на конкретных примерах того, как были открыты те или иные факты. Циммер рассказывает о новейших подтверждениях эволюции. Например, как в ходе эволюции развивалось зрение, а это сейчас изучено достаточно подробно, и все эти детали там объясняются, что особенно ценно, популярным языком для широкой публики.

Чарльз Дарвин «Происхождение видов путем естественного отбора» в 2 томах, М.:Терра-Книжный клуб, 2009

Прежде всего, я бы хотел порекомендовать книгу Дарвина, несмотря на то, что она была написана больше 150 лет назад, потому что это один из очень редких случаев в истории науки, особенно такой, как биология, когда книга, вышедшая так давно, до сих пор в значительной мере сохранила свою актуальность. Дарвин обладал удивительным даром делать правильные выводы на основе неполных данных. И он, практически ничего не зная о природе наследственности, о природе изменчивости, совершенно верно ухватил, угадал главный закон развития жизни. И сформулировал идею эволюции под действием естественного отбора на основе случайных, ненаправленных наследственных изменений. В дополнение к ней я бы порекомендовал новую, только что вышедшую книгу Максима Чертанова «Дарвин» из серии ЖЗЛ. Это качественное жизнеописание, яркое и необыкновенно содержательное, которое помогает понять, как думал Дарвин, как он дошел до своих открытий, что это был за человек. Очень легко читается, всем рекомендую.

Ричард Докинз «Эгоистичный ген», М.: АСТ, 2013
Я бы порекомендовал эту книгу тем, кто серьезно пытается разобраться в эволюционной биологии. Она предлагает новый взгляд на эволюцию (новый по тем временам – книга написана в 70-х годах). Это геноцентрический подход к эволюции, который так и не успел прижиться среди российских биологов, хотя на западе получил широкое распространение, и большинство эволюционистов работают на основе этой модели. Он основан на простой и неопровержимой истине, что единственным материальным носителем наследственности является ген, ДНК, и закодированная в нем информация, и другого способа запомнить результаты эволюционных изменений, кроме как записать их в генах, у природы нет. Это то, что можно назвать эволюционной памятью.

Александр Марков Рождение сложности + Эволюция человека в 2 томах, М.: Астрель, Corpus, 2010, 2011
Проявлю нескромность и порекомендую свой трехтомник, потому что я тоже в меру сил занимаюсь популяризацией достижений эволюционной биологии для широкого круга читателей. Хотя это довольно сложные книги, и без подготовки, базового понимания биологии их читать трудно, но для заинтересованных школьников или студентов они очень подойдут. В них изложено много фактов, открытых в последние годы в эволюционной биологии по самым разным направлениям.

Докинз Р. «Расширенный фенотип», М.: Астрель, Corpus, 2010
«Расширенный фенотип» является дополнением, пространным разъяснением тех проблем, что были подняты в «Эгоистическом гене», но не были поняты некоторыми читателями. В ней рассказывается, что все результаты эволюции записываются на уровне генов, и поэтому именно гены являются главными игроками в этой эволюционной игре. Поэтому, если мы задумаемся, в чьих интересах действует эволюция, то есть кто выигрывает в конце концов в результате эволюционных изменений – биосфера земли, виды, популяции, организмы — в конечном счете мы неизбежно придем к выводу, что эволюция работает прежде всего в интересах гена. А если интересы организма, популяции, вида совпадают с интересами гена, значит, им повезло; если же они вступают в противоречие, то, как правило, интересы гена побеждают. Эта очень любопытная и полезная модель для понимания множества биологических явлений, которые в рамках традиционных представлений, ориентированных на групповой отбор, понять трудно. А с этой позиции их понять проще. Но идеи Докинза и его учителей встречают резкое отторжение, особенно у некоторых российских биологов, в силу своего кажущегося редукционизма, и многие просто не могут понять, как можно все свести к генам. Им кажется, что мы расщепляем все живое на слишком мелкие части и уничтожаем их целостную сущность. Это, по-моему, иллюзия, потому что мы ничего не уничтожаем: поняв, как работает эволюция на уровне генов, мы снова переходим на уровень целостного организма и видим, что и тут многое теперь стало понятнее.

доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института РАН, профессор РЭШ, заведующий кафедрой биологической эволюции Биологического факультета МГУ
  • Тигран Вартанян

Отличный выбор, отличная выборка

• Денис Васильев

В копилку: «Непослушное дитя биосферы» В. Дольника. Информативная и немногословная книга, и либеральные взгляды автора импонируют.

• Vasily Stavchansky

Маркова уважаю, но … написано же в шапке «что читать о СОВРЕМЕННЫХ подходах к теории эволюции»

ну неужели на свете так мало хороших книг по СТЭ, что нужно советывать — Чарльз Дарвин «Происхождение видов путем естественного отбора» в 2 томах.
    Это уже давно не фундаментальный научный труд. И не был им, если честно. Читая эту книгу вы не получите никаких новых знаний и информации о делах в современной СТЭ.