Что это такое 

На графике выше[]Карягина Т.Д., Кухтова Н.В., Олифирович Н.И., Шермазанян Л. Г. Профессионализация эмпатии и предикторы выгорания помогающих специалистов // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 2. С. 39–58. представлены результаты исследования взаимосвязи эмпатии и эмоциональной компетентности, а также возможной связи этих характеристик с профессиональным выгоранием медицинских сестер. Исследование пыталось ответить на вопрос: не является ли эмоциональное включение в чужие проблемы, неизбежное для людей помогающих профессий, угрозой ментальному благополучию и здоровью профессионала? Оказалось, что важную роль в предотвращении выгорания играет «эмоциональная компетентность». 

Исследование проводилось с помощью опросников и проходило в два этапа. Таблица ниже демонстрирует результаты первого этапа исследования: связь эмпатии и эмоциональной компетентности — того, насколько хорошо человек понимает свои собственные чувства, как к ним относится, как с ними обращается и так далее. В таблице представлены результаты анализа связей показателей эмпатии и эмоциональной компетентности на большой выборке (более 200 человек). По таблице видно, что показатели объединились в две большие группы. Показатели, входящие в одну группу, устойчиво взаимосвязаны, фактически образуют единый комплекс характеристик. Выделенные жирным цифры возле показателя говорят о том, что он статистически значимо входит в данную группу.

 График с результатами исследования эмпатии и профессионального выгорания
График с результатами исследования эмпатии и профессионального выгорания

Использованный в исследовании опросник эмпатии[]Будаговская Н.А., Дубровская С. В., Карягина Т. Д. Адаптация многофакторного опросника эмпатии М. Дэвиса // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 1. С. 202–227. измеряет такие ее показатели, как способность к децентрации, то есть умение «встать на место другого», сопереживание, уровень эмпатической заботы по отношению к чувствам другого и выраженность эмпатического личного дистресса — склонности эмоционально заражаться эмоциями другого, испытывать негативные чувства по поводу его страданий, тревожиться при этом за себя и так далее. 

Для диагностики эмоциональной компетентности человека использовался опросник для определения уровней алекситимии и параметра, получившего при переводе с английского языка название «психологическая разумность» (Psychological Mindedness)[]Новикова М.А., Корнилова Т.В. «Психологическая разумность» в структуре интеллектуально-личностного потенциала (адаптация опросника) // Психологический журнал. 2014. Том 35. № 1. С. 95–110.Алекситимия (дословно «нет слов для чувств»)[]Старостина Е.Г., Тэйлор Г.Д., Квилти Л.К., Бобров А.Е., Мошняга Е.Н., Пузырева Н.В., Боброва М.А., Ивашкина М.Г., Кривчикова М.Н., Шаврикова Е.П., Бэгби Р.M. Торонтская шкала алекситимии (20 пунктов): валидизация русскоязычной версии на выборке терапевтических больных // Социальная и клиническая психиатрия. 2010. Том 20. № 4. С. 31–38. — трудности понимания собственных чувств и эмоций: их опознавания, описания, возможности принимать свои чувства в расчет и опираться на них в своем поведении. Психологическая разумность характеризует то, насколько человек интересуется своим и чужим внутренним миром. Это интерес человека к переживаниям, желание и готовность их обсуждать, полагание такого обсуждения полезным и важным, а также открытость изменениям и новому опыту переживания. 

Фактор 1 (PC1) включает высокий уровень таких показателей эмпатии, как уровень децентрации, сопереживания и эмпатической заботы о чувствах другого человека, а также заинтересованность в сфере переживаний, признание пользы обсуждения переживаний, открытость новому опыту; и низкий показатель алекситимии, то есть хорошую способность принимать свои чувства в расчет и опираться на них в поведении. 

Фактор 2 (PC2) значимо «нагружают» высокие показатели алекситимии: трудности распознавания и описания чувств, высокий эмпатический личный дистресс, низкая доступность собственных переживаний, низкое доверие переживаниям и желание, готовность их обсуждать.

Результат второго этапа представлен на графике — это ответ на вопрос, связан ли уровень выраженности профессионального выгорания у медсестер с выявленными на первом этапе комплексами характеристик эмпатии и эмоциональной компетентности. Исследовалась возможность предсказать уровень показателей профессионального выгорания у медсестер на основе их результатов по выделенным ранее факторам. Медицинские сестры (44 человека), работающие в одном из психоневрологических интернатов Москвы, заполняли, помимо опросников эмпатии, алекситимии и психологической разумности, опросник уровня профессионального выгорания. 

Такое предсказание оказалось возможным для одного из признаков профессионального выгорания — субъективной оценки профессиональных достижений. В нее входит сохранение или потеря ощущения профессиональной успешности, видение своих перспектив в профессии, чувство своей профессиональной значимости (использованный в исследовании тест измеряет еще два его признака: эмоциональное истощение и деперсонализацию). Отметим также, что стаж работы в данной выборке медсестер не предсказывает уровня их профессионального выгорания[]Водопьянова Н. Е. Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2008. 358 с..

Отдельные точки на графике — это индивидуальные случаи, координаты которых по горизонтали — уровень выраженности фактора 1 или 2, а по вертикали — уровня сохранения или редукции профессиональных достижений. Графики показывают: чем выше уровень выраженности фактора 1, тем более высока субъективная оценка профессиональной успешности. И наоборот: чем выше выраженность фактора 2, тем ниже субъективная оценка профессиональной успешности. С точки зрения статистики данное предсказание достаточно точно (выражаясь на математическом языке — объясняет около 25% дисперсии в обоих случаях).

Рекомендуем по этой теме:

Чем это интересно для науки

Это исследование вносит вклад в понимание того, как устроена эмпатия и как она включена в помогающую профессиональную деятельность. 

Эмпатия базируется на сопереживании, разделении чувств другого человека. Даже в наиболее рациональных ее формах человек примеряет опыт другого на себя или соотносит свой опыт с чужим. Продемонстрированная в исследовании тесная связь эмпатии с компетентностью в отношении собственных эмоций подтверждает значимую роль собственного опыта человека для эмпатического отклика. Такой опыт практически инструмент эмпатии. Но любым инструментом надо уметь владеть. Исследование намечает направления дальнейшего изучения условий продуктивного развития эмпатии. 

Традиционно эмпатия считается важнейшим фактором мотивации помощи, помогающего поведения. Дискуссии касаются не самого этого факта, а скорее удельного веса эмпатического отклика среди других факторов: долга, моральных убеждений и тому подобного. Помогающая профессиональная деятельность, к которой традиционно относят работу медиков, психологов, социальных работников и так далее, характеризуется тем, что помогающий специалист в большинстве ситуаций взаимодействует с физически или морально страдающим человеком. При этом помогающие действия, способные прекратить или облегчить страдания, улучшить состояние другого человека, являются его должностными обязанностями. У специалиста нет выбора, помогать или не помогать, как это возможно в нашей обыденной жизни.

Не только в популярной, но и в научной литературе часто утверждается, что эмоциональное заражение состоянием другого человека непроизвольно, практически не поддается регуляции и в результате высокая склонность к эмпатии обязательно приводит помогающих специалистов к выгоранию. 

Данное исследование позволяет предположить, что можно говорить о различных формах или уровнях развития эмпатии в связи со способностью ее регуляции. Вероятно, наряду с высокой эмоциональной компетентностью фактор 1 описывает лучшую регуляцию эмпатии, а фактор 2 — низкую эмоциональную компетентность и плохо регулируемую эмпатию: склонность к эмоциональному заражению состоянием другого, неспособность отличить собственные чувства от чужих, неспособность совладать со своими негативными эмоциями, возникшими в связи с чувствами другого, и так далее. 

Три положительных эмпатических феномена — децентрация, сопереживание и эмпатическая забота — связаны с высоким уровнем способностей к пониманию самого себя. Это означает то, что собственный опыт человека, прочувствованный и осмысленный, может стать основой для сопереживающего понимания другого. Собственные чувства, осознаваемые и достаточно хорошо регулируемые, позволят человеку переключаться между заботой о чувствах другого и о себе, не впадать в эмпатический дистресс. 

Высокий уровень алекситимии и низкий уровень психологической разумности тесно связаны с высоким уровнем эмпатического личного дистресса. Если собственный внутренний мир слабо доступен человеку, если он теряется в своих эмоциях, плохо умеет их выражать и осмыслять, при этом еще и не видит пользы в том, чтобы это делать, ему будет сложно понимать другого и адекватно помогать ему, облегчать его боль или горе. Собственные хаотичные, плохо понятные чувства не позволят перевести фокус внимания на другого.

Исследование показало, что высокий уровень эмпатии и эмоциональной компетентности позволяет медсестрам сохранять уверенность в своих силах, профессиональных способностях и профессиональной значимости, они чувствуют себя «на своем месте». Фактически речь идет о профилактике профессионального выгорания. 

Учитывая, что исследование не показало на данной выборке связи факторов 1 и 2 с развитием эмоционального истощения как элемента профессионального выгорания, можно предположить, что эмпатия и эмоциональная компетентность более связаны с ценностно-смысловой регуляцией помогающей профессиональной деятельности. Эта гипотеза нуждается в дальнейшей проверке.

Рекомендуем по этой теме:

Зачем мне это знать

Исследование показывает, насколько тесно связаны хорошее самопонимание и эмпатическое понимание другого. Рефлексия, осмысление своих чувств помогают нам осознанно заботиться о чувствах других людей, и, наоборот, эмпатия способствует обогащению нашей внутренней жизни.

Обнаруженное отсутствие связи выраженности симптомов выгорания с высоким уровнем эмпатии «дестигматизирует» помогающих профессионалов, работа которых зачастую рассматривается через призму представления о неизбежности выгорания у высокоэмпатичных людей. Анализ связей эмпатии и эмоциональной компетентности позволяет наметить возможные «мишени» для обучения будущих специалистов, для сопровождения и супервизии помогающих профессионалов.