Эксперимент с неподвижным лицом

Сохранить в закладки
5571
16
Сохранить в закладки

Как дефицит общения может сказаться на развитии ребенка

Что это такое 

«Неподвижное лицо» — эксперимент американского психолога Эдварда Троника. Ученый изучал, как дети раннего возраста включаются в общение со взрослыми и участвуют в нем.

В начале эксперимента зритель видит, как молодая женщина общается с годовалой дочерью. Они обращаются друг к другу — голосом, с помощью прикосновений и жестов. Мама иногда преувеличенно эмоционально реагирует на поведение малыша.

После этого мать демонстрирует ребенку «неподвижное лицо», не выражающее никаких эмоций, и перестает реагировать на поведение малышки. Девочка сразу замечает произошедшую перемену, улыбка исчезает. Она пытается «вернуть» маму, посылает ей «положительные сигналы» — делает то, что они вместе делали до этого: улыбается, дотрагивается до нее, указывает на предметы. 

Постепенно эмоциональный фон ребенка ухудшается: она резко вскрикивает, бьет руками и кусает свои кулачки. Эксперимент заканчивается тем, что девочка отворачивается и плачет. Плач прекращается, когда мама «возвращается».

Почему это важно для науки

Психология достаточно поздно стала интересоваться тем, как развиваются младенческие способности к общению — такие исследования начались только в середине XX века. 

В 1940-е годы австро-американский психоаналитик Рене Шпиц изучал госпитализм — совокупность психических и соматических изменений, наступающих при длительной разлуке маленького ребенка с матерью. Это эмоциональная недостаточность, отсутствие любознательности, пассивность или агрессивность, недоразвитости двигательных навыков, умственная отсталость — при длительной разлуке они оказываются необратимыми. К похожим выводам пришли в своих исследованиях психоаналитик Анна Фрейд и автор теории привязанности Джон Боулби.

Однако даже после того, как психологи признали важность раннего общения ребенка со взрослым, роль самого ребенка в этом процессе они считали пассивной. Особое внимание специфике взаимодействия ребенка со взрослыми уделяли советские психологи. В 1949 году Н. Фигурин и М. Денисова описали комплекс оживления: ребенок не просто демонстрирует радость при виде взрослого, но стремится привлечь его внимание — повторяет те действия, которые понравились бы взрослому, демонстрирует ему свои способности и умения, копирует мимику и жесты. Комплекс оживления проявляется уже на втором месяце жизни.

Авторами крупных исследований в области психологии детства были Лидия Божович и Майя Лисина. Божович, ученица Льва Выготского, исследовала формирование мотивации ребенка, начиная с самого раннего возраста, развитие его самооценки и уровня притязаний. Лисина выделила специфические формы общения, характерные для детей в раннем возрасте, и соотнесла их с конкретными микрофазами психического развития. В первые полгода общение ребенка со взрослым («ситуативно-личностное», необходимое в первую очередь для выживания) в наибольшей степени направлено на привлечение доброжелательного внимания взрослого (в том числе плачем, мимикой). По мере взросления коммуникация приобретает все более сложные функции и формы.

Сейчас психологи говорят об общении матери и ребенка раннего возраста как о совместно разделенном переживании. В эксперименте Троника мы видим со стороны матери «аффективную настройку» на ребенка, чувствительность к малейшим изменениям его состояния. Ребенок тоже проявляет чувствительность к мимике взрослого, его эмоциям, пробует имитировать его интонации. 

Ведущая роль в этом взаимном отзеркаливании эмоций, мимики и языка тела у взрослого. Работая как «увеличительное» зеркало, родитель помогает младенцу выразить свои переживания. Он демонстрирует ребенку спектр эмоций, регулирует и держит под контролем их интенсивность. Без материнского отклика ребенок теряет эмоциональную опору.

Зачем об этом знать

Раннее взаимодействие с матерью закладывает фундамент эмоционального, интеллектуального и личностного развития ребенка. Исследования в этой области оказали влияние на модели родительского поведения по всему миру. 

Они помогли усовершенствовать систему помощи детям, оставшимся без родительского попечения. Теперь психологи и социальные педагоги знают, что обеспечить присутствие взрослых в жизни ребенка критически важно, иначе на развитие его личности может негативно повлиять госпитальный синдром.

Изучение разделенного переживания ребенка и матери позволяет создавать методы ранней диагностики и коррекции нарушений развития, а также организовывать психологическую помощь особенным детям и обучение их родителей. 

Наконец, психологи используют исследования Троника и аналогичные работы, изучая последствия послеродовой депрессии. Ведь у матери, столкнувшейся с этой проблемой, сильно снижены возможности полноценного общения с младенцем.

Над материалом работали

Читайте также

Внеси свой вклад в дело просвещения!
visa
master-card
illustration