ПостНаука и Московский центр исследования сознания при философском факультете МГУ запустили совместный проект о главных мысленных экспериментах, вопросах и проблемах философии сознания. В цикле передач мы сводим в одной дискуссии философов и представителей социальных и естественных наук, чтобы обсудить, что мы знаем о сознании и как мы его представляем.

Философский зомби — это персонаж мысленных экспериментов. С его помощью философы хотят показать сложность проблемы сознания, объяснить, что феноменальные, субъективные аспекты сознания несводимы к функциональным фактам. Это попытка показать, что сознание является чем-то большим, чем-то, что рисует нам физикалистская картина мира. Философский зомби, по сути, наш двойник. То есть мы можем представить нашего двойника: физического, функционального, — молекула в молекулу он повторяет нас. У этого существа есть все психические способности, которые есть у нас: он так же обрабатывает информацию, так же говорит, он может писать книги о проблеме сознания. Но у зомби, у этого существа, нет квалиа или феноменальных свойств.

В обсуждении концепции философского зомби приняли участие философ Дмитрий Иванов, психолог Владимир Спиридонов и главный редактор проекта «ПостНаука» Ивар Максутов.