Как воспринимали «Гамлета» современники Шекспира? Какова история строительства театра «Глобус»? Как к «Гамлету» относился Сталин? На эти и другие вопросы ответил Алексей Бартошевич в лекции, прочитанной в рамках проекта Музеев Московского Кремля «Золотой век английского двора: от Генриха VIII до Карла I».

Люди в разные века, играя на сцене или читая, оставляют свои следы. Иногда видимые, иногда невидимые. Контакт между читателем (или зрителем, если это театр) и драматическим текстом — это процесс рождения идей, интерпретаций. Интерпретаций, в которых смысл рождается на полпути между тем, кто этот текст написал, и тем, кто его интерпретирует. Читатель или зритель прямым образом участвует в сочинении «Гамлета» или любой другой пьесы и книги.

Рекомендуем по этой теме:
7411
Шекспир и театр его эпохи
История восприятия «Гамлета» — это история совершенно разных взглядов на пьесу. Каждое время рождало своего «Гамлета». Не только в пределах века, десятилетий, но и в пределах 2–3 лет. Меняется мир, меняется социальная атмосфера. Меняется театр, меняется «Гамлет». На моей памяти «Гамлет» переменился фантастическим образом.

Когда Сталин умер, «Гамлета» стали ставить по всей стране. Не столько потому, что пьесу запрещали, а прежде всего потому, что Россия ощутила себя Гамлетом. Россия ощутила себя существом, которое пережило страшное крушение иллюзий, которое попало в колесо истории. Поэтому русский театр, русское общество стало нуждаться в этой пьесе.

В рубрике «Лекции» мы выбираем для вас самые интересные лекции авторов ПостНауки, прочитанные ими на различных площадках, и публикуем в привычном формате. Так мы со временем соберем лучшие выступления ученых в одном месте. Чтобы посоветовать нам лекции, пишите postnauka@postnauka.ru.