Что такое исторический фильм? Можно ли считать кинематограф инструментом создания истории? Почему исторические фильмы можно назвать аттракционами истории? На эти и другие вопросы ответила Екатерина Лапина-Кратасюк в ходе лекции, прочитанной в Московской высшей школе социальных и экономических наук

Розенстоун не является сторонником энциклопедического анализа кино. Он говорит о том, что, когда мы читаем в специализированных журналах анализы исторических фильмов (как правило, создают эти анализы историки), речь в них обычно идет об обнаружении неточностей, о восстановлении исторической справедливости. Историк разоблачает кинематографистов за то, что они изобразили исторические события неправильно, неточно. Розенстоун критикует таких историков, и он не считает, что анализ фильмов исчерпывается только поиском исторических несоответствий. Это он считает бесплодным упражнением в эрудиции.

Рекомендуем по этой теме:
13080
Феномен Happy End
В любом историческом исследовании связь с настоящим необычайно важна. Хотя бы потому, что любое историческое исследование пишется тем языком, который является современным для самого историка. Соответственно, выбор тем, ракурса, центра внимания связан именно с современностью историка, а не с некоторым другим мифическим временем. Поэтому историки говорят, что настоящее для них важно, и они выступают здесь против полной культурологической актуализации, когда история оказывается лишь инструментом авторитетного высказывания, способом создания авторитетной родословной у современного события или политика.

Границы между настоящим и прошлым прочертить совершенно невозможно. Если вы придерживаетесь концепции бесконечного настоящего, то прошлого вообще нет, существует только бесконечная грань актуального. Можно ли отделить фильмы и передачи, посвященные условно прошлому, от тех, которые посвящены условно настоящему? Слово «прошлое» используется исследователями потому, что им необходимо показать важность альтернативы, единой монологичной метанарративной истории. Прошлое здесь выступает как альтернатива единому обязательному для всех рассказу, которая не позволяет прикоснуться к деталям прошлого, к чувствам людей прошлого, их переживаниям и аффектам.

В рубрике «Лекции» мы выбираем для вас самые интересные лекции авторов ПостНауки, прочитанные ими на различных площадках, и публикуем в привычном формате. Так мы со временем соберем лучшие выступления ученых в одном месте. Чтобы посоветовать нам лекции, пишите postnauka@postnauka.ru.