Зарождение медицины как науки

Сохранить в закладки
1997
Сохранить в закладки

Историк Дмитрий Балалыкин об истоках научного познания, роли религии в становлении медицины и условиях развития научного знания

Как появилась медицина? Какие условия привели Западную Европу к научной революции XVII века? Почему возникла синергия науки и религии? На эти и другие вопросы ответил Дмитрий Балалыкин в ходе лекции, прочитанной в МГМСУ им. А. И. Евдокимова.

Греция периода расцвета — это демократия. Это, безусловно, было рабовладельческое государство, там рабы — военнопленные, варвары. Но коренное население государства-полиса существует в условиях демократии, личной свободы. Совершенно неслучайно именно там возникает институт ученого — греческие философы как раз этот тип. Позднее в Западной Европе мы видим этот тип как ученого клирика. Как лично свободного, небедного человека, подчиняющегося законам, но абсолютно несвязанного внешним давлением и занимающегося очень почетным делом. Сословие ученых впервые возникает как раз в этой организации — в обществе, которое представляет собой древнегреческую демократию.

Если мы посмотрим на сам механизм мышления ученого, мы поймем одну вещь: научный поиск невозможен вне картины объективно данного мира. Иными словами, мы можем познавать только такой мир, в котором объективно существуют неизменные имманентные законы природы. Многие современные ученые, особенно те, кто работает на границе между познаваемым и непознаваемым, на самом научном фронте, — они понимают, что в конечном счете трудно сказать, что мир познаваем. Скорее всего, все-таки непознаваем. Но процесс познания постоянно идет, он бесконечен, и он объективен. Должно быть понимание того, что мир имеет какую-то структуру, которую мы можем познавать.

Где конфликт религии и науки не возникает, где точку бифуркации удается пройти — а это происходит в Европе, — там в конце концов мы доходим до научной революции XVII века. Там, где этот конфликт становится непреодолим — а это происходит на исламском арабском Востоке где-то в XIII веке, — там развитие науки замирает. То есть без поддержки и опеки религиозно-философской системы чахлое здание науки существовать в то время никак не может. Первую подобную бифуркацию — конфликт науки и религии — мы проходим в IV–V веках в Европе и обязаны этим Блаженному Августину.

В рубрике «Лекции» мы выбираем для вас самые интересные лекции авторов ПостНауки, прочитанные ими на различных площадках, и публикуем в привычном формате. Так мы со временем соберем лучшие выступления ученых в одном месте. Чтобы посоветовать нам лекции, пишите postnauka@postnauka.ru.

Над материалом работали

Читайте также

Внеси свой вклад в дело просвещения!
visa
master-card
illustration